17.03.15
Легендарный Ибрагим Магометович Дзусов родился в бедной крестьянской семье в селе Заманкул Северной Осетии. В 15 лет пошел добровольцем в Красную Армию. Простым солдатом сражался с бандами басмачей в Средней Азии.
В 1929 году И.М. Дзусов окончил летное училище – началась его служба в ВВС. Командиром 45-го истребительного авиационного полка Ибрагим Дзусов стал 25 апреля 1939 года.
Боевое крещение полка проходило в составе 72-й авиадивизии Крымского фронта во время наступления фашистов на Феодосию. Боевого опыта у летчиков не было. И майор И.М. Дзусов учил их, как вести воздушный бой, сам учился. Командир лично водил группы на отражение вражеских налетов, на штурмовку, разведку, прикрытие наших войск. До 19 мая 1942 года полк совершил 1087 боевых вылетов, провел 148 воздушных боев и сбил 36 самолетов противника.
Герой Советского Союза, полковник авиации Аркадий Васильевич Федоров вспоминал:
«Он любил личный состав, умело поощрял тех, кто не просто смело атаковал врага, а делал это обдуманно, тактически грамотно, сообразуясь со сложившейся обстановкой в воздухе и на земле на том или ином участке фронта. Он был непримирим к тем, кто пренебрегал или не хотел воспользоваться тактической обстановкой. В тяжелейших условиях он умело руководил подчиненными частями и последовательно готовил воздушных бойцов».
Командир полка всё свободное время проводил среди лётчиков. Он всех знал по фамилии, знал, кто и когда окончил школу, где начал воевать, сколько имеет воздушных боёв, знал, какие у кого недостатки, и старался помочь им исправиться.
За заботу лётчики отвечали Дзусову безграничной преданностью и доверием.
Глубоким уважением, любовью и гордостью были наполнены слова лётчиков о своём командире: «Вы так по земле не ходите, как он летает».
Пехотинцы называли лётчиков Дзусова «тиграми». Свою радиостанцию Ибрагим Магометович Дзусов тоже назвал «тигром» в честь своих лётчиков. Радиокоманда: «Внимание! Я – «Тигр»! Над вами на высоте 2000 метров летят 12 «Хейнкелей». Атакуйте их!» - пронеслась впервые с аэродрома города Орджоникидзе (Владикавказ).
13 августа 1942 года И.М. Дзусов привел полк на аэродром г. Орджоникидзе, и уже с 14 августа летчики стали громить немцев на переправах через Малку в районе Марьинской и Кубы, на дорогах на Баксан и Прохладный.
Во фронтовых газетах все чаще стали появляться статьи о подвигах летчиков, которыми командовал И.М. Дзусов. Многие из них были удостоены высоких боевых наград.
В середине ноября летчики Дзусова в Баку первыми по ленд-лизу получили американские самолеты. Пробные полеты производил сам Дзусов, летчики наблюдали, с каким мастерством он проводил все полеты. И уже в середине февраля 1943 года полк на новых, хорошо оснащенных истребителях над Невинномысском и Краснодаром ошеломил своими ударами гитлеровскую авиацию. И здесь Дзусов показывал образцы ведения боя.
«Чутье нашего бати было исключительным – знал, кого брать в полк, – вспоминал Василий Степанович Сапьян из Краснодара. – Через три месяца воздушных боев на Кубани Б.Б. Глинка и Н.Д. Кудря стали Героями Советского Союза».
В середине мая 1943 года Ибрагим Дзусов назначается командиром 9-й гвардейской истребительной авиадивизии, преобразованной из 216-й смешанной авиадивизии. Дзусов стал не только командиром 9-й ГИАД, но и ее душой. Он наперечет знал всех летчиков дивизии, их преимущества и недостатки.
57 Героев Советского Союза дала дивизия! Из них четыре человека стали дважды Героями СССР, а один – А.И. Покрышкин – трижды Героем Советского Союза.
Несмотря на запрет вышестоящего командования, Дзусов сам водил группы своих летчиков на боевые задания, во время которых уничтожил 6 самолетов противника.
«Сам Дзусов летал до тех пор, пока однажды не попал в сильную переделку, – вспоминает И.И. Бабак из Полтавы. – Где-то в мае 1943 года, будучи уже комдивом, полетел он с группой. Над линией фронта завязался ожесточенный бой: несколько фашистских самолетов уже было сбито, но им на подмогу подходили все новые и новые самолеты. После одной из атак Дзусова, когда фашистский самолет задымил и стал уходить из боя, он и сам был атакован фашистами. Его самолет загорелся и растаял в заоблачной дали...
Как переживали авиаторы! Трое суток возле КП дивизии дежурили летчики, не летающие на задания (раненые, больные). Все находились в полной безвестности.
Наконец пришла весточка: Дзусов подобран наземными войсками, ранен, но состояние здоровья опасений не вызывает.
Потом была радостная встреча: подъехавшую группу Дзусов встретил смущенной улыбкой и присущим ему веселым юмором:
– Волновались, да? Извините, не учел. Давно с парашютом не прыгал. Вот и решил попробовать.
После этого он уже лично в бой не летал (ему просто не позволяли)».
За вклад в успех советских войск дивизия была высоко отмечена Верховным Главнокомандованием, получила наименование Мариупольской (к концу войны – Берлинская и трижды орденоносная).
И вот накануне перелета дивизии из Черниговки на 2-й Украинский фронт летчики узнают новость: их «батя» уходит из дивизии, назначается командиром корпуса на одном из Белорусских фронтов. Можно понять огорчение, которое вызвала эта новость: два трудных военных года командиром и наставником для летчиков был Ибрагим Магометович. Он учил их воевать, опекал в боях, был для них примером. Сколько вместе пережили за эти долгие годы: трудное отступление в 1942 году, сложности с переучиванием на новые самолеты, радость наступательных боев в 1943 и 1944 годах… В сознании авиаторов все это связывалось с именем командира полка, затем дивизии – И.М. Дзусова.
И все же огорчение перекрывалось чувством гордости за батю.
Корпус, который принял И.М. Дзусов, был на 60 процентов пополнен молодым неопытным летным составом. Благодаря умелому руководству Дзусова, его инициативе и настойчивости летный состав в течение месяца был введен в строй, подготовлен к наступлению наших войск на Первом Белорусском фронте.
В период летнего наступления 1944 года (с 24 июня по 15 августа) части корпуса выполняли боевую работу на Бобруйском, Минском, Барановичском, Слонимском, Брестском и Седлецком направлениях. В этих операциях корпус прикрывал боевые порядки наземных войск, переправы на реках Днепр, Друть, Березина, Шара и Буг, штурмовал войска противника и вел разведку. За этот и последующие периоды частями корпуса были произведены тысячи успешных вылетов. Приказом ВГК шестому ИАК было присвоено наименование Барановичского.
В сражениях за Берлин советская авиация одержала блестящую победу над врагом, разбила последние гитлеровские воздушные эскадры, наносила удары по живой силе и технике противника.
Бывший военный корреспондент Я.И. Макаренко вспоминает:
«…Невдалеке от садика стоял темно-зеленый закрытый автобус с множеством антенн на крыше. В автобусе сидел за столом в наушниках мой старый знакомый генерал Ибрагим Дзусов. Он представлял на командном пункте Богданова авиаторов. Генерал, следя глазами за картой, указывал штурмовикам и бомбардировщикам цели, вел беспрерывные переговоры с летчиками.
Оторвавшись на секунду от «воздуха», поправляя пенсне, Дзусов сказал мне: «Горячие денечки. Летчики трудятся без передышки!».
Пробыл я на командном пункте танкистов несколько часов и получил исчерпывающий ответ на свой вопрос. Дела шли хорошо! Советские бронированные колонны, поддерживаемые ударами с воздуха, неотвратимо приближались к немецкой столице».
За время участия в Отечественной войне частями и соединениями, которыми командовал Дзусов, было произведено 18654 боевых самолетовылета, проведено 1243 воздушных боя, сбито 832 самолета противника.
За образцовое выполнение боевых задач командования на фронтах борьбы с немецкими захватчиками, за умелое руководство боевой работой частей и соединений, за личные боевые заслуги и проявленные при этом мужество, отвагу и героизм И. М. Дзусов по представлению командующего 16-й воздушной армией генерал-полковника С.И. Руденко был награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза. Медаль получил уже после войны.
Несмотря на почтенный возраст и высокие посты, грозный осетин летал на боевые задания - в его послужном списке 89 боевых вылетов и шесть сбитых в 11 воздушных боях самолетов противника.
После войны гвардии генерал-майор авиации И.М. Дзусов до 1955 г. служил в ВВС. До 1965 года работал на ответственной советской и хозяйственной работе. Автор книги «В семье отважных».
Награждён тремя орденами Ленина и тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова 2-й степени; медалями, польским орденом «Крест Грюнвальда».
Имя Героя Советского Союза Ибрагима Дзусова носят улицы столицы Северной Осетии - города Владикавказа и селения Заманкул, а также Гизельская средняя школа.
И.М. Дзусов – автор книги воспоминаний «В семье отважных».
Умер 28 октября 1980 года. Похоронен в пантеоне Осетинской церкви во Владикавказе.
По материалам авиационной энциклопедии «Уголок неба»
[ назад ]