26.08.14
25 августа в пресс-центре ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция Главы Республики Северная Осетия-Алания Таймураза Дзамбековича Мамсурова.
Глава РСО-Алания ответил на вопросы российских журналистов.
В частности, Таймураз Мамсуров рассказал о ситуации с беженцами из Украины. По словам Главы РСО-Алания, «на территории Северной Осетии сейчас находится около 1000 человек из Украины, среди них – 275 детей школьного возраста. 1 сентября все они пойдут в школы, студенты же смогут продолжить учебу в вузах республики. Для этого даны все соответствующие распоряжения».
«Северной Осетии не привыкать: мы – самая перегруженная беженцами территория в Российской Федерации. Напомню, в начале 90-х годов прошлого века более 100000 человек бежали из Южной Осетии и внутренних районов Грузии в РСО-Алания. После распада СССР десятки тысяч соотечественников из Средней Азии также переехали в Северную Осетию. В связи с этим, конечно, ощущается немалое напряжение. Учитывая реальный опыт работы с такой категорией людей, как беженцы, понимая, насколько тяжело покидать свой дом, а потом еще и по телевизору видеть, что там твориться, учитывая это, мы стараемся делать все возможное для беженцев из Украины», - отметил Т. Мамсуров.
Комментируя данные о том, что на стороне ополченцев воюют выходцы с Северного Кавказа и, в частности, осетины, Глава Северной Осетии заявил, что не может исключить участия соотечественников в военных действиях.
«В любом случае, они сами приняли такое решение, - сказал Т. Мамсуров. – Когда НАТО бомбило Сербию, один осетин туда пешком пошел со словами: «Я христианин, а там попирают христианство». Он воевал, был тяжело ранен, лишился глазам. Затем женился на сербке и остался там. Мне было приятно за этого парня, а ведь ему никто, как говорится, повестку не выписывал. Он просто пошел воевать за братьев и сестер-христиан. К слову, после общения с беженцами из Украины, знаете…был бы я свободен от многих забот и обязательств, вы бы меня тоже тут не увидели – я мог бы там оказаться. Согласитесь, есть все основания прийти на помощь. Мы же видим, что происходит – на Украине уничтожают свой собственный народ. Они говорят – это наше внутреннее дело. Но внутреннее дело каждого человека – идти туда, куда ему хочется, и заниматься тем, чем ему хочется. Кто-то хочет пойти и встать рядом с людьми, защищающими свои дома. Такие, наверное, есть. Их имена и количество мне неизвестны, и я бы очень хотел, чтобы они не гибли, не теряли там своих товарищей. Но это выбор людей, и я не осуждаю этот выбор. Более того, у меня есть такое чувство, что где-то, в чем-то я их понимаю».
Глава Северной Осетии рассказал и о том, что для промышленных предприятий и сельхозпроизводителей республики в условиях санкций Евросоюза и США появились новые возможности
«Мы не житница и осетинским караваем Россию не накормим. Но есть отрасли, которые у нас успешно развиваются, есть резерв для того, чтобы самостоятельно насытить рынок по некоторым товарным позициям, и сейчас этот резерв будет задействован. Мы уже отправляем мальков форели и лососевых в Северо-Западный и Центральный федеральные округа. Большие перспективы у нас по натуральным овощам и фруктам. У нас есть современные предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья, и сейчас они будут загружаться. Так называемое красное мясо – это то, что мы оставим себе, а мясо птицы будем продавать, ибо производим его гораздо больше, чем нужно нам самим. Главное, что для наших аграриев, замученных проблемой сбыта, появились перспективы. Не столь важно, отменят санкции или нет – отката назад не будет», - подчеркнул Глава республики.
Журналисты поинтересовались мнением Таймураза Мамсурова о перспективах развития туризма на Кавказе.
«Как известно, на Северном Кавказе идет строительство объектов туристического кластера. В последнее время у нас наблюдается устойчивый рост турпотока. Люди приезжают, гуляют по Владикавказу, ездят в наши живописные ущелья. Но не забывайте: на дворе – XXI век. Мир открыт, и люди давно поняли, что такое качественный сервис. Да, Кавказ и гостеприимство – это практически синонимы, и нам остается лишь дополнить это гостеприимство высоким уровнем предоставляемых услуг. В Северо-Осетинском госуниверситете открыт специальный факультет, студенты которого проходят стажировку на лучших туристических объектах центральных регионов России. Обеспечить высокий уровень сервиса – наша главная задача. А пугать людей Кавказом – смешно, такая постановка вопроса уже задача оскомину. Здесь нечего бояться», - подчеркнул Таймураз Мамсуров.
Говоря о перспективах возвращения в республику выпускников престижных столичных вузов, Глава Северной Осетии отметил, что не видит в этом какой-либо проблемы.
«Глубоко убежден, что если выпускник престижного вуза будет приглашен на достойную работу вне Осетии, то я не стал бы ни патриотическими, ни материальными увещеваниями возвращать его в республику. Подумайте, что было бы, если бы вернулись в Осетию Валерий Гергиев или генерал Исса Плиев? При этом мы стараемся избегать ситуации, в которой юные умы бегут из республики. Тем более что вопрос получения качественного высшего образования в республике не стоит. Наши соотечественники работают в различных уголках России, в других странах мира. Осетины есть в коллективе ЦЕРН, где трудятся лучшие физики. В «Норильском никеле», на многих других металлургических комбинатах России работают выпускники СКГМИ – вуза, который и я окончил. Это предмет нашей гордости, но ни в коем случае не утечка мозгов. У нас достаточно кадров, которые остаются в республике. Многие возвращаются. И потом, я не сторонник того, чтобы на границе Осетии ставить кордоны и трясти всех, обвиняя в неблагодарности и отсутствии патриотизма. Пригласили молодого парня из Беслана в кардиологический центр в Астраханской области – пусть едет и спасает жизни. У нас тоже есть федеральный медицинский центр, к нам тоже приезжают – и слава Богу», - сказал Таймураз Мамсуров.
Главу республики спросили и о наличии в Осетии программ по трудоустройству высококвалифицированных специалистов, приезжающих из зон конфликтов.
По словам Мамсурова, в Северной Осетии – полторы тысячи вакансий, в основном это - машинист экскаватора, сварщик, бульдозерист, различные позиции в сфере услуг.
«Среди беженцев есть весьма квалифицированные люди, которые хотят сохранить за собой сферу своего профессионального интереса. Никаких языковых барьеров нет, мы общаемся на великом и могучем русском языке. В республике уже запущена программа переподготовки, а студенты продолжат обучение на тех же факультетах и тех же стадиях, которых лишились на Украине», - заверил Глава РСО-Алания.
По словам Мамсурова, в Осетии пристальное внимание уделяется воспитанию молодежи. В частности, на пресс-конференции Глава республики поделился своими соображениями на этот счет: «Удивительное дело. Вот Ибрагим Дзусов, генерал, Герой СССР, родился в маленьком осетинском селе. Юрий Кучиев, первый капитан атомохода, кстати, в эти дни исполняется 95 лет со дня его рождения, тоже родом из небольшого горного аула Тиб, Астан Кесаев из Дигоры стал командиром подводной лодки. Меня всегда интересовало, откуда вот это все берется. Я спрашивал их. Ответ простой: в то время были различные организации, например, ДОСААФ, которые делали из наших ребят, из патриотов великих героев. Вот в чем я вижу значительный резерв патриотического воспитания. Ничего плохого в этом нет. Мы должны и мы будем готовить умных, образованных, физически здоровых ребят, готовых защитить свою Родину. И не надо критиковать Запад, пусть они там воспитывают в однополых браках неизвестно кого. А мы через возрожденную систему ГТО будем воспитывать патриотов России. Без оглядки на кого-либо будем делать нашу страну процветающей».
Глава республики коснулся и футбольной темы, отвечая на вопрос о перспективах ФК «Алания».
«Алания – история нашей республики, наша гордость, но на сегодня еще и наша боль. Большой футбол покинул республику, которая до сих пор не может прийти в себя от этого – словно у нас забрали что-то, без чего мы не можем жить. Как вы знаете, у команды был генеральный спонсор – ОАО «Русгидро». При его участии нам впервые за долгое время удалось избежать затрат на клуб из бюджета. Но в силу экономических причин «Русгидро» оказалось неспособно финансировать команду во втором круге. Было решено прямо сказать о том, что и у республиканского бюджета нет таких возможностей. Это было тяжелое решение, повлекшее за собой резкую критику власти», - напомнил Таймураз Мамсуров.
При этом Глава республики обратил внимание журналистов на то, что футбол в Осетии и спорт в целом продолжают оставаться в сфере пристального внимания руководства.
«Нынешний клуб нужно создавать с нуля. Осетия обречена на то, чтобы быть футбольной и – шире – спортивной республикой. У нас отличная детско-юношеская школа, выпускники которой уже сегодня играют в ведущих клубах страны. На подходе – масса талантливых ребят, мечтающих играть за «Аланию». Наша задача – вновь иметь клуб в премьер-лиге, клуб, базирующийся на местных выпускниках. Но мы сфокусированы не только на футболе. В республике развиваются и хоккей, и фигурное катание, и другие виды спорта. Вы знаете, сколько олимпийских чемпионов дала Осетия. У нас функционирует теннисная академия, удостоившаяся лестных отзывов Марата Сафина. Но возрождение «Алании» - вершина спортивной пирамиды, мы думаем и работаем над этим», - подчеркнул Таймураз Мамсуров.
Журналисты поинтересовались мнением Главы Северной Осетии о том, необходимо ли объединение двух Осетий в одно образование.
Таймураз Мамсуров заметил: «Фактически объединение Северной и Южной Осетий уже состоялось. В условиях, когда грузины убивали людей только за то, что те хотели называться осетинами и говорить на своем языке, вполне естественно стремление обеих частей Осетии быть вместе. Но сегодня на карте появилось новое государство – Южная Осетия. Государство, признанное великой Россией. Да, легко провозгласить независимость. Но нужно дополнить ее такими атрибутами государства, как армия, валюта, ораны власти. Повторюсь, у нас нет никаких препятствий для того, чтобы считать себя одним народом. Два часа езды – вы в Цхинвале. И наоборот. Да, нам повсюду говорят: никто не признает Южную Осетию. Но, знаете, Турецкую Республику Северного Кипра тоже никто не признает – и ничего, нормально живут. Шесть лет назад Россия признала независимость Южной Осетии. И мы делаем все для того, чтобы состоялось реальное государство. Для этого нужно время, возможно, понадобятся целые поколения, но строительство своего государства – великая цель для наших южных братьев».
В ходе пресс-конференции прозвучал вопрос и о Беслане, на который Т. Мамсуров ответил так: «Скажу коротко и как житель Беслана, и как Глава республики. Беслан живет вопреки тому, что с ним сотворили, живет назло тем, кто совершил это невиданное в истории человечества преступление. После всего, что мы испытали, каждый ребенок – это чудо, самое дорогое для нас на земле. Что касается 10 лет, нам как-то неприятно, когда многие подчеркивают эту «юбилейную» цифру. Мы в таких случаях жестко отвечаем – для нас нет разницы: 8, 11 или 115 лет. Это предмет скорбных воспоминаний, которые нас никогда не покинут, хоть мы и живем дальше. Мы безмерно благодарны всем, кто будет с нами в эти дни, но Беслан – слишком внутреннее, чтобы говорить о нем громко».
Журналисты не обошли вниманием и убийство заместителя муфтия Северной Осетии, имама владикавказской мечети Расула Гамзатова.
Таймураз Мамсуров вновь выразил свое возмущение случившимся: «Занимая высшую должность в республике, я должен воздержаться от того, чтобы приводить ту или иную версию случившегося. Но я вправе и даже обязан требовать от правоохранительных органов всестороннего и оперативного расследования, на которое нужно бросить все силы. Меня возмущает появление так называемых «комментаторов», которые говорят о том, что в республике, видимо, идет радикализация ислама. Эти горе-эксперты никогда не были в Осетии. Я же живу в своей родной республике все эти годы, сам представляю мусульманскую часть осетин. Да, в Осетии православие – основная религия, но у нас никогда не было межконфессиональных конфликтов. Не было и, надеюсь, не будет. Кому-то страстно хочется посеять тут вражду. Почему? Мне непонятно. Возможно, потому, что за Осетией прочно закрепилась репутация территории мира и благополучия. Я буду настаивать на том, чтобы эти убийства были раскрыты, а преступники пойманы и наказаны. Предлагаю всем дождаться окончания следствия, а уж потом как-то комментировать его итоги».
[ назад ]