Анна Кабисова. «Коллективное сознательное. Диалоги с классикой»

Анна Кабисова. «Коллективное сознательное. Диалоги с классикой»

18.01.16

В центре современного искусства «Винзавод» проходит выставка «Коллективное сознательное. Диалоги с классикой». Художники, участвующие в проекте, — стипендиаты Творческого Союза художников России в рамках программы Министерства культуры РФ по поддержке молодых деятелей культуры и искусства, утвержденной Правительством РФ в 2014 году. Среди них - журналист и фотограф из Северной Осетии Анна Кабисова.

Об участии в проекте с молодой художницей из Осетии поговорил archive.noar.ru.

- Анна, о чем твой проект?

- Хочу с самого начала сказать о том, что реализовать проекты удалось благодаря инициативе Галины Тебиевой, директора Северо-Кавказского филиала Государственного Центра Современного Искусства, выдвинувшей мою кандидатуру через Творческий Союз художников на соискание стипендии молодым деятелям культуры, учрежденной Правительством РФ.

На выставке «Коллективное сознательное. Диалоги с классикой», которая сейчас проходит в центре современного искусства «Винзавод», представлено два проекта, точнее, только первые наработки проектов, которые я планирую продолжать делать. Один называется «Верую во Единого», а второй – «Воображая нартов».

«Верую во Единого», как можно догадаться по названию – работа на религиозную тему. С одной стороны, эта тема банальная, а с другой - всегда актуальная и интересная. Как всякий человек, прошедший свой путь в поисках Бога, я в какой-то момент поняла, что в Северной Осетии сложилась уникальная ситуация с религиозной самоидентификацией. Это отчетливо начинает проступать, когда изучаешь памятники религиозного культа, которые принято называть языческими, то есть дохристианскими - это и «Реком» и «Роща Хетага» и самый яркий пример - часовня «Мады Майрам» в Харисджине, которую до сих пор не могут «поделить» христиане и апологеты так называемой «традиционной» веры. Полемика, которая развернулась в одной из социальных сетей под новостью о том, что за часовню борются две разные стороны, включена в проект, и этот текст можно прочитать на выставке. А если резюмировать, то это проект о материальных памятниках религиозной культуры осетин. Фотографируя такие объекты, мне интересно понять, как их воспринимают современные жители Осетии и насколько они нас объединяют или разобщают.

Хочу сделать акцент на том, что «Веруя во Единого» мы снимаем вдвоем с моим мужем - он родился в Москве и у него есть такой нужный и важный для работы взгляд со стороны. К тому же, проект сложный технически, так как мы снимаем на старинную камеру с листовой пленкой и все проявляем и печатаем в домашней лаборатории.

Что касается проекта «Воображая нартов», то это моя субъективная интерпретация Нартовского эпоса. Я беру неких персонажей и ситуацию и пытаюсь представить, а как бы это выглядело сейчас, в 2016 году, выставляю мизансцену и снимаю. Должна сказать что эта идея меня очень увлекла, и я с удовольствием продолжу подобные эксперименты.

- Модернизация или традиция? Или все-таки компромисс? И почему?

- Мы живем в уникальное время, когда нам доступны все технологии, и мы можем выбирать и традиционную технику, и самую современную, поэтому однозначного ответа нет. Например, проект «Веруя во Единого» снят по самым что ни на есть старинным технологиям, и это заложено в идею. А сейчас у меня есть несколько мыслей, связанных с фотосъемкой на айфон. То есть, все зависит от идеи. Но если взять несколько шире вопрос, то модернизация - это то, чего еще никто не делал, некое открытие в деле, которым ты занимаешься, и поэтому в таком контексте даже проект, снятый на айфон, уже традиция, потому что такого уже миллион.

- Почему выставку на Винзаводе «надо видеть» (потенциальным посетителям)... В чем она перевернет сознание? Чем поразит? Что расскажет?

- Самое интересное то, что на этой выставке представлен некий срез регионального искусства, набор имен, которые при других заданных условиях, было бы трудно увидеть вместе. Посетитель увидит, какие темы волнуют молодых художников из самых разных городов России. А для меня интересно также то, что казалось бы очень традиционная организация, Творческий союз художников, представляет художников, работающих в самых разных техниках, и выставка получилась абсолютно современной, в чем заслуга, конечно же, куратора Дианы Мачулиной - известного современного художника, выстроившей работу с каждым участником настолько тонко и умно, такая с ее стороны была трепетная «огранка» к еще сырым и шероховатым произведениям, что еще на предварительных этапах, когда ничего не было ясно, с ее помощью наступила уверенность в том, что работа идет, и она получается.

- Время всегда находит отражение в произведениях актуального искусства, а сейчас оно ох какое непростое... Как это отразилось на твоих работах?

- В проекте «Верую во Единого» ставилась цель исключить какие-либо временные привязки, поэтому и снималось все по старинным технологиям, так как в данной теме мне скорее интересно время как вечность. Но, конечно, с учетом того, как преломляется эта вечность в современных умах.

А нарты перенесены в современность, потому что хочется понять - мы сегодня герои? Мы способны быть доблестными и бесстрашными? О чем мы вообще думаем? О чем мечтаем? Почему все время оглядываемся назад и гордимся нашими предками? А они бы гордились нами?

- А если смотреть шире - вокруг... Не кажется ли тебе, что «свободы» и «пространства для смелого, острого эксперимента» все меньше? Закручиваются гайки и все такое прочее...

- Судя по тому, как недавно горела дверь на Лубянке - свободы для такого жеста не меньше, другое дело, что художник идет на это, уже зная, что свободу у него отнимут. Но вот он герой - Павленский, а остальные, если сравнивать их с Павленским, делают искусство в комфортных условиях. Самое страшное, что мы-то и не хотим этих смелых и острых экспериментов - то ли смирились, то ли боимся. Но после «Болотной площади» я поняла, что те, кто в оппозиции, могут стать такими же палачами (я была наблюдателем на выборах от одного кандидата из оппозиции и добилась того, что явно вычтенные не в его пользу голоса, пересчитали, а потом на банкете в честь его победы, услышала о чем говорит эта оппозиция. Так, один товарищ рассуждал о том, что Москва все-таки для москвичей, а от всех бездомных хорошо бы избавиться). Поэтому, чтобы что-то изменилось, нужно развивать гражданское самосознание, перестать быть рабами, знать, что у каждого есть право на лучшую жизнь и на то, чтобы закон работал законно. «Дело Цкаева» - очень трагичный, но поучительный пример для всех нас. Если бы родственники промолчали, остались сидеть дома, то убийцы остались бы на свободе. Народу, который знает свои права, гайки закручивать не станут - не посмеют, они перестанут считать людей молчаливой жертвой.

С другой стороны, я сторонник маленьких незаметных дел – вода камень точит.

- Как будет развиваться ситуация, на твой взгляд?

- Мне всегда сложно мыслить категориями будущего. Разобраться бы с настоящим... Но есть стойкое ощущение всеобщего конца, но я думаю, что этот конец ощущался в каждом столетии. И мы все под наблюдением. Мы все в большой коробочке, но лучше об этом не думать.

- На твой взгляд, искусство и политика в одной связке?

- Вопрос можно понять двояко. Если он о том, влияет ли художник, находясь в оппозиции к существующей власти, своим искусством на политическую ситуацию, - это одно. Да, есть примеры, когда искусство оказывалось способным достучаться до верхов и добивалось своих целей, меняя мир к лучшему. И, кстати сказать, то, что мы сегодня называем современным искусством – оно, в основном, политическое, то есть художник заряжён критическими идеями в отношении власти или экономической ситуации и своим искусством пытается как-то на это влиять. А есть идеологические художники, которые «восхваляют» и славят власть, что, безусловно, также можно расценить идеологически как согласие с существующим положением вещей, и никакая политическая и экономическая нестабильность этих художников не заставит написать пейзаж чуточку мрачнее, чтобы дать понять, что они тоже личности и имеют голос и не согласны с катастрофическим ростом цен в 2015-2016 гг.

- Расскажи, что происходит в Осетии, в сфере современного искусства.

- В Осетии каждый год происходит прекрасная «Аланика» - международный художественный симпозиум, на который съезжаются современные художники со всего мира и на две недели Владикавказ становится «Меккой», посетить которую стараются все, кто отдал свое сердце и веру современному искусству. В 2010-2012 годах пока я училась у самых лучших художников в школе Родченко в Москве, я с замиранием сердца узнавала, что многие из них посещали Владикавказ в рамках симпозиума, и это меня невероятно радовало, потому что я уехала учиться, поняв, что не найду в Осетии учебное заведение, в котором смогу научиться современной фотографии, а теперь есть надежда, что Северо-Кавказский филиал Государственного центра современного искусства будет потихоньку готовить почву для того, чтобы открыть в республике школу современного искусства. Этому дан уже небольшой, но старт - весной 2015 года открылась студия современной фотографии для детей, осенью добавились студии видео, архитектуры и танца и это вселяет большие надежды.

- Решение вернуться - ты не жалеешь? Что ты хотела бы сделать в идеале в Осетии и для Осетии?

- У меня не было цели уехать в Москву и остаться жить там или где-то еще. Как я уже говорила, я уехала с целью получить знания в сфере, которая меня невероятно увлекла, чтобы потом вернуться и творить, имея за спиной какой-то теоретический опыт. В целом так и сложилось. Я вернулась сама, но не одна, а с семьей - диплом я защищала с дочкой Полиной на руках, которой на тот момент исполнилось полтора месяца. И теперь она полноценный участник всех наших с мужем совместных творческих авантюр. Я ни о чем не жалею - у нас в республике просто море возможностей для творческой реализации. С одной стороны, это хорошо, а с другой - приходит понимание, что здесь еще нет восприятия фотографии как средства, которое говорит на своем языке и является отдельным искусством. Помимо отдельных личностей, которые стоят особняком и имеют свой путь в фотографии – это Аркадий Хадзарагов, Алан Бигулов, Владимир и Алина Акоефф, Наталья Айриян, у нас есть хорошо развитая коммерческая фотография - это свадьбы и то, что принято называть «гламурными» фотосессиями, но нет тех, кому интересна, к примеру, социальная фотография, которая рассказывает о неких проблемах, и эти проблемы потом обществом решаются или не решаются. Нет фотографии, которая что-то ищет, исследует, критикует, вопрошает, отвечает (единственное исключение - Алиса Гокоева). Такую фотографию не показывают на выставках, ее нет в журналах и, видя все это, у меня просто комок в горле, оттого, что мы отстали больше, чем на сто лет. В Европе и Америке фотография уже пережила все этапы своего развития, начиная от признания ее искусством и до убеждения, что она способна остановить войну, до внедрения фотографии в другие медиа, потому что сама по себе она уже не работает и так далее, а у нас только научились красиво невесту фотографировать… Наверно, это хорошо, я, например, так не умею.

- Что нужно срочно менять в республике? (в разрезе современного и не только искусства)

- Срочно я бы закрыла «Электроцинк»! А то нас никакое искусство не спасет, буквально сегодня в районе «Дружбы» воздух был наполнен таким хорошо знакомым запахом его выбросов!

А вместо него открыть много галерей, в которых показывалось бы и современное и несовременное искусство. Мечтаю и знаю,что не одна я, о синематеке, которую уже лет 7 как готов помочь нам открыть великий Наум Клейман, экс-директор музея кино в Москве и крупнейший исследователь творчества Эйзенштейна. Создавать учебные заведения по типу Института цивилизации, в котором мне посчастливилось учиться и общаться с самыми прекрасными людьми Осетии. Но для этого нужны фигуры масштаба Алана Георгиевича Черчесова, которые настолько верят в человека и в то, что в каждом есть талант, что верой своей и посильной помощью этот талант откапывают и делают человека счастливым...

- Вспоминая проект Ростана Тавасиева «Будущее»... Сегодня, каким бы был твой проект?

- Я бы опять сделала проект, посвященный Сосланбеку Едзиеву, чтобы будущее, наконец, произошло!

- Ты также занята в проекте «Сурæт»…

- Фотожурнал «Сурæт» мы очень медленно и редко, но делаем. И возник он на фоне того, о чем я уже сказала - хочется показывать в регионе творческую фотографию, и мы будем продолжать его делать. Кстати, к фотожурналу есть большой интерес со стороны других городов и стран, и это опять же говорит о том, что Кавказа катастрофически не хватает в информационном пространстве.

Хочу также рассказать о нашем новом проекте, который называется «Путеводитель для Мухина» - это аккаунт в Instagram, который я делаю вместе с Наташей Айриян, также выпускницей школы Родченко. Мы ведем летопись жизни нашего города и республики, а называется он так, потому что наш мастер Игорь Мухин, у которого мы учились, часто нам говорил, что Осетия совершенно не отснята, и он даже не представляет, как там все выглядит. Вот мы и решили сделать путеводитель для тех, кто не был в Осетии, но путеводитель очень субъективный атмосферный. В общем, заглядывайте к нам - @putevoditel_dlya_mukhina, милости просим.

- Иногда Анна Кабисова становится журналистом.. Это такая тяга «узнавать» людей? Раскапывать в них что-то? Чем тебе нравится эта стезя?

- Да, есть такое! Но признаюсь, что журналистом стала раньше, чем фотографом – это случилось, еще когда я была студенткой в Институте цивилизации. Мне очень нравится и писать, и брать интервью - я большой поклонник общения, новых открытий, и мне всегда интересен человек, что опять же прослеживается и в фотографии, ведь мой любимый жанр - портрет.

- Ну и напоследок - что дальше?

- Дальше, как всегда, миллион планов - этот год я посвящу продолжению работы над проектами с выставки, также я начинаю уже полноценно работать с Северо-Кавказским филиалом Государственного центра современного искусства, продолжу работать с детьми в мастерской фото и видео, которая весной 2015 года открылась там же, ну, и останется только покорить мир - мне часто вспоминается сцена из «Неоконченной пьесы для механического пианино», в которой герой Калягина кричит: «Лермонтов уже в 26 умер, а мне уже 35 и что сделал я?!»

Выставка «Коллективное сознательное. Диалоги с классикой» продлится до 31 января.

[ назад ]

Смотрите так же:

 
GISMETEO:Погода по г.Москва         GISMETEO:
Погода по г.Владикавказ