Код Гацалова

25.12.15

Говорить с ним, как смотреть в калейдоскоп – любой поворот рисует новые узоры. Он уверен, что у каждого человека есть право на ошибку, а еще убежден - все играют роли, не только актеры.

Актер театра и кино Константин Гацалов рассказал о своих личных границах в творчестве, о том, почему он противник жанров и формалистов, где интуиция и логика обязаны найти точки соприкосновения. Он не открыл глаза на многие вещи, а довольно просто назвал их своими именами и расставил по своим местам. Получилась гармония. Вот такая игра. На сцене и в жизни.

Гацалов снялся более чем в десяти фильмах – «Краткий курс счастливой жизни», «Станица», «Поиски улик», «Параграф 78» и другие. В свое время учился в Щепкинском училище, работал в театре «Д» под руководством Армена Джигарханяна, затем в «Содружестве актеров Таганки». Сейчас является актером «Центра драматургии и режиссуры» и «Театра.DOC», сотрудничает с МХТ им. Чехова. Откровения Константина позволяют с первой попытки подобрать верные «цифры» к расшифровке его личности, не натыкаясь на предупреждающую надпись: «Неверный код, попробуйте еще».

Свои личные границы в творчестве устанавливаются моими чувствами. Все зависит от ощущения материала. В искусстве нет никаких формул. Мы не можем искусство вогнать в какие-то рамки, оно всегда исходит от художника: как он чувствует мир, таким и отражает в своем творчестве.

Мы познаем мир посредством интуиции и логики, а искусство - это территория, где эти два понятия должны найти точки соприкосновения, прийти к согласию. Интуиция - есть некое предположение. У меня, как у художника, есть некое предположение, что сцену надо сделать вот так. Но в любом случае, сработало подобное видение или нет, нужно проверять какими-то логическими цепочками.

Опыт безусловно развивает интуицию, внутреннее чутье. Художником, если говорим о кино или театре, может стать только человек, у которого богатый жизненный опыт; нужно время, чтобы созреть духовно для творчества. Он видел многое и то, что видел, проецирует в свое искусство. Однако мудрость не всегда приходит с годами. Иногда старость приходит одна.

Художник имеет право на ошибку. Когда есть желание творить, люди не должны его подавлять в художнике, пусть творит, ради Бога. Это творчество либо резонирует с нашими чувствами, либо отражается в них. Я приверженец того, чтобы ставили меньше запретов в творчестве. Нужно позволить быть всему. Вся наша жизнь - духовный труд, работа над собой, преодоление. Себя, своих пристрастий, привычек. Такая игра.

Нас не учили со школы работать со своими намерениями. Мы не понимаем иногда, чего хотим, сложно распознаем свои желания. Приходит время, когда думаешь, а что дальше? В детстве ведь не спрашивают, чего ты хочешь? Когда вырастаем, бываем не готовы к социуму, получается дисгармония, мы не понимаем, чего хотим, а чего не хотим. Стесняемся своих истинных желаний, нам же повесили бирки в детстве «это плохо». На самом деле мы не хотим плохих вещей.

Опираться можно только на свой опыт. Получив его, приходят откровения и их ты можешь описать. Существует всего лишь два источника вдохновения в творчестве – один проистекает из нашей удовлетворенности жизнью, а другой - от  еудовлетворенности. Это отражается и в искусстве. Но с другой стороны, когда люди смотрят такое искусство, возникает вопрос – сам-то ты хочешь стремиться к радости, быть счастливым человеком? Если да, то зачем показывать недовольство жизнью? Каждый стремится к одному – к радости и счастью. Это и называем мы жизнью, то есть следуем от одной радости к другой. По крайней мере моя формула такая.

Быть довольным собой окончательно невозможно. Поскольку человека окружают временные вещи, а все что ни возьми, согласитесь, носит временный характер, значит, и довольство собой будет временным. От временных вещей – временный восторг. Можно быть довольным той или иной творческой работой и результатом, к которому она приводит. Но не собой.

Редко смотрю свои картины, потому что либо нет времени, либо желания. А чего смотреть-то, если ты был в процессе? В основном о них рассказывает мама, которая ищет меня в телевизоре, или кто-то из друзей. Если смотрю, то всегда понимаю, что можно было лучше сыграть. Кто-то очень доволен собой, и показывает другим: «Посмотри какая прелесть», а кто-то нет. Это исключительно индивидуальное качество. Максимум, что могу сказать про себя: «Нормально».

Иногда не все удается реализовать, что наметил, в плане профессии, исполнения роли. Сложно ли с этим мириться? Я принимаю ситуацию такой, какая она есть. Хороший, качественный итог зависит от множества факторов, начиная командой, с которой работаешь, заканчивая техническими параметрами. Кино, театр - это исключительно командная работа людей, которые должны настроить свои чувства друг на друга, чтобы они вместе резонировали. Тогда их продукт будет единым целым, а не как «лебедь, рак и щука». Кто-то выложился, а кто-то не доработал. Но зрителя не обманешь - по результату видно, что был разлад в работе. А есть фильмы, что даже «швов» не видишь.

Так не люблю жанрово делить искусство. Серьезно. Я не понимаю жанры, они ведь вгоняют в рамки. Наоборот смысл творчества в том, чтобы разорвать форматы. Пример: существует множество радиостанций разных форматов. И на всех слышу песню «Мой друг художник и поэт…» Константина Никольского. Это та песня, у которой нет формата, нет времени, нет рамок, она может звучать на любой радиостанции и будет восприниматься человеком. Есть поэзия вне времени. Пройдут века, а люди будут читать того же Хайама. Нельзя делать фильмы для фестивалей, надо делать искусство для людей, автор не может «сидеть в жанре».

К сожалению, большинство художников, по сути, формалисты. Любят облачать в форму, но иногда за ней отсутствует содержание. То, которое по идее быть должно. У молодых авторов отсутствует тот самый жизненный опыт, им кажется, что они понимают жизнь достаточно хорошо и увлекаются формой, разными интерпретациями. Хотя есть те, кто пытается через форму найти содержательный аспект, это похвально.

Без труда в актерской профессии ничего не получится. Мы всегда прикладываем усилия, чтобы добиться чего-то, через «надо». «Надо» может быть только индивидуально – для тебя. То, что тебе нужно и хочется, то и хорошо. Я думал раньше, что мы не всегда делаем то, что хотим. Нет, поверьте - всегда. Абсолютно. Это иллюзия - думать по-другому. Если вы сконцентрируетесь, вдумаетесь, то придете к мысли – действительно, так оно и происходит.

Часто мы не замечаем, что происходит «здесь и сейчас», невнимательно относимся к сиюминутному моменту, постоянно «натягиваем» на себя либо прошлое, либо будущее. Я ничем не отличаюсь от других людей, мое сознание устроено так же: одна его часть – это память, другая - воображение. Память за прошлое отвечает, воображение за будущее. Просто надо понимать, что думаешь ты об этом «здесь и сейчас».

Социум – это то общество, которое выдергивает нас из состояния «здесь и сейчас». Общество предлагает стать лучше, расти. Только этот процесс связывается социумом не с духовным ростом, а скорее с материальными благами. Молодежь так и вырастает - с неправильными ценностям, в погоне за ненужными вещами. И только единицы осознают и говорят: «Стоп».

Мы всегда играем роль, всегда себя хотим видеть себя другими. У каждого своя социальная роль. И опять же, лишь единицы способны не играть. Когда человек занимается йогой, первым делом мастер говорит: возьмите сундук и сложите в него все свои роли: я – муж, я – журналист и т.д. Что останется? Вот это «что останется», и есть Вы. Иногда нам кажется, что жертвуем и что-то делаем ради кого-то. Заблуждение. Вы ничего не делаете ради кого-то. Только ради себя. Всегда. Потому что вы хотите посмотреть себя в роли делающего ради кого-то. У нас такая природа.

Театр – это творчество на песке, посмотрел спектакль и все, нет этого творчества. Кино в этом плане более устойчиво, его поколения могут увидеть. Слово «творить», как правило, соотносят с искусством. В жизни не творить невозможно, вот поэтому у вас каждый борщ получается по-разному. Вы творите ежесекундно, вы творите жизнь. Какой может быть смысл у искусства? Оно бессмысленно. Оно проистекает из естественного желания творить.

Фариза Хадашева

 

[ назад ]

Смотрите так же:

 
GISMETEO:Погода по г.Москва         GISMETEO:
Погода по г.Владикавказ