09.06.14
В подмосковном музее-заповеднике «Абрамцево» открылась выставка известного скульптора, народного художника Северо-Осетинской АССР, лауреата Государственной премии Советского Союза Сосланбека Дафаевича Тавасиева, автора таких известных монументальных работ, как памятник Коста Хетагурову во Владикавказе и народному герою Салавату Юлаеву в Уфе.
Экспозиция посвящена сразу двум юбилейным датам – 80-летию творческого коллектива художников «Ново-Арбамцево», одним из основателей которого был Сосланбек Дафаевич, и 120-летию самого скульптора.
На торжественной церемонии открытия выставки побывали заместитель Полномочного представителя РСО-Алания при Президенте РФ Татьяна Сухомлинова, руководитель пресс-службы представительства Карина Бесолова и сотрудники Постпредства.
Открывая этот по-домашнему уютный вечер, гостей выставки, художников, искусствоведов, поклонников творчества скульптора, поприветствовала директор музея Елена Воронина.
«Это первая выставка. Таких экспозиций будет целый цикл. Мы хотели бы посвятить его художникам, которые жили здесь, в Абрамцеве, но которых уже нет. Художникам, которые здесь работали и продолжают работать» - рассказала директор музея.
Куратор выставки Светлана Волкова открыла публике много интересных фактов из жизни скульптора - личной и творческой, рассказала о его работах и особенном мироощущении художника.
«Событие не рядовое. Выставка юбилейная дважды. Формировалась она долго, в течение почти трех лет. Часть представленной экспозиции хранится в нашем музее, часть передана для выставки семьей Тавасиева. Любую выставку мы посвящаем личности или явлению. Но только ли это юбилейная выставка? Или это что-то другое, большее, более глубокое… Я бы назвала эту выставку феноменальной. Потому что и личность феноменальная, и материал», - подчеркнула С. Волкова.
Сосланбек Тавасиев родился в конце позапрошлого века в Осетии в маленьком селении Фаснал. По определению искусствоведа Светланы Волковой, ранний Тавасиев – поэт и воин. Участник революционной борьбы на Северном Кавказе, он возглавлял партизанские отряды горской бедноты, был членом Реввоенсовета Дигорского района, командиром шариатского полка, боролся с терской контрреволюцией. Награжден Орденом Красного Знамени.
«После войны Сосланбек Тавасиев возвращается в Осетию, работает с каменотесами на протяжении примерно двух лет, постигает секреты этого материала и глубоко символическое осетинское национальное искусство, - продолжила свой рассказа С. Волкова. - Затем он уезжает учиться в Высший художественно-технический институт в Петрограде (бывшая Академия художеств), становится учеником Александра Матвеева. Тоже феномена в своем роде, зарекомендовавшего себя к тому времени как скульптор-новатор...
Тавасиев сумел в своей скульптуре, исключительно во времени добиться изолированности. Потому что если мы рассмотрим его вещи пристально, мы увидим этот особенный, отрешенный «взгляд», камерность скульптур. Этот художник творит не реальность, а тождество реальности. Здесь есть крайние по времени вещи – такие как «Голова красноармейца», совершенно удивительная работа 30-х годов, и «Абрамцевская легенда» (60-е годы), которая по семейному преданию вырезана из обломка липы Абрамцевского парка, сраженного молнией. На выставке представлен также очень интересный материал – скульптура малой формы, где Тавасиев работает в дереве, в камне, в бронзовой отливке. И, конечно, особенная часть экспозиции – графические работы скульптора».
Народный художник России действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственной премии РСФСР Алексей Дементьевич Шмаринов - давний друг семьи, знавший Сосланбека Тавасиева лично. По словам художника, также присутствовавшего на открытии выставки, первая его встреча с Тавасиевым случилась в далеком 1938 году.
«Мой отец отдыхал в Абрамцеве, и вот однажды они с мамой, прихватив меня, отправились в поселок художников. Там я впервые увидел Тавасиева. Мои личные воспоминания о нем связаны с серединой 40-х годов, когда Сослан Дафаевич, именно так я называю его с детства, пригласил Веру Мухину и моего отца посмотреть на процесс работы над Салаватом Юлаевым. И вот мы отправились в эту замечательную руину-церковь в деревне Ахтырка, где помещалась эта работа. На меня произвели впечатление масштабы художественной деятельности, которые там осуществлял коренастый, крепкий человек. Для нас, послевоенных мальчишек, он представлялся настоящим, стержневым человеком, крепко сложенный, коренастый, с широкими плечами и горбоносый. В его облике всегда присутствовал тот самый Орден Красной Знамени, которым он очень гордился… Важно также отметить, что он был родоначальником целой династии художников. Его сын – замечательный живописец, но мне больше по душе его батики – это не просто искусная декоративная работа с материалом, а тематически, композиционно сложные произведения, которые останутся в памяти. Семьдесят батиков - в собрании Музея прикладных искусств. И дети Ростана также посвятили себя искусству».
Напомним, что archive.noar.ru писал не так давно о внуке скульптора – Ростане Ростановиче Тавасиеве, выдвинутом в этом году на соискание премии «Инновация» в области современного искусства, за проект «Все сложно».
Татьяна Тавасиева, супруга Ростана Тавасиева-старшего стала не просто идейным вдохновителем выставки, ее стараниями искусствоведы получили возможность прикоснуться к уникальным пластам семейной истории, жизни скульптора, получить для экспозиции редкие, замечательные по красоте работы из семейной коллекции.
«Он не сделал ни одного памятника просто по заказу, без души, за деньги, - рассказала archive.noar.ru Т. Тавасиева. – Доходило вплоть до того, что в особо трудные годы приходили представители суда, описывали имущество. Все заработанные от памятника Коста Хетагурова деньги он практически вложил в ремонт и оборудование Ахтырской церкви. Ему как раз нужно было делать Салавата Юлаева. Над памятником Коста он думал параллельно с Салаватом. Еще в войну, в эвакуации у него возникло несколько вариантов этой скульптуры. Получается, что думал он об этой работе с самой войны… Делал он Коста здесь же, в Ахтырской церкви, как и Салавата. Кстати, он был выдвинут на соискание Ленинской премии, но ему не повезло… Праздновался как раз год Пушкина, а скульптор Опекушин представил прекрасный памятник поэту. Вот так и не сложилось».
«Все мы выросли с этим памятником возле Осетинского театра. Памятником Коста Хетагурову, - поделилась своими воспоминаниями заместитель Полпреда республики Татьяна Сухомлинова. - Мы ходили мимо него в школу. Можно сказать, что поколения рождались и росли на его фоне. Эта выставка дает какое-то новое ощущение и от памятника, и от образа скульптора, вносит свои коррективы в то, каким мы его себе представляли. У каждого свое представление, но здесь оно наполняется какими-то живыми деталями и новым звучанием. Рисунки совершенно поразительным образом накладываются на образ скульптора, который за ними стоит, показывают его таким тонким и разнообразным. Мы запомнили на всю жизнь образ его Коста – монументального, классического, казалось он и не может быть другим. Но здесь, вдруг мы делаем открытие, оказывается, у скульптора было очень много исканий образа поэта. И видел он его очень разным и лиричным. Сейчас в Осетии идут жаркие споры, каким был Коста и каким его можно и нужно изображать. Думаю, что если бы спорящие увидели эти рисунки и эскизы, они были бы удивлены тем, каким в действительности воспринимал скульптор и Коста, и историю, и своих современников. Это удивительное открытие…».
Напомним, что работы скульптора Сосланбека Тавасиева можно увидеть в музее-заповеднике Абрамцево (селение Абрамцево Сергиево-Посадского района Московской области). Не упустите эту уникальную возможность!
[ назад ]