История театра во Владикавказе начинается в 1871 году. Именно тогда по инициативе начальника Терской области генерал-адъютанта М.Т. Лорис-Меликова в городе был открыт первый театр.
Он быстро завоевал любовь зрителей. Здесь ставились произведения лучших современных российских и зарубежных драматургов: А. Островского, Ф. Шиллера, Ж.-Б. Мольера, А. Чехова, М. Горького и других.
В 1907-1909 годах талантливый актер и режиссер П. Медведев ставил во Владикавказе «Грозу», «Братьев Карамазовых», пьесы Шекспира, Ибсена, Мольера, Гауптмана.
С 1911 по 1914 годы известный режиссер и антрепренер И. Ростовцев ставил народные спектакли, имевшие огромный успех.
«Совершается большое культурное дело... Первый народный спектакль показал, что дело привьется, что есть интерес к театру», - отмечала газета «Терек».
В 1912 году под руководством И. Ростовцева впервые во Владикавказском русском театре была поставлена пьеса осетинского драматурга Д. Кусова «Дети гор». Помогал режиссеру гимназист, активный участник любительских театральных кружков Евгений Вахтангов.
Русский театр способствовал воспитанию театрального зрителя в Осетии. Зарождалась любовь к этому виду искусства. Начали появляться первые пьесы на осетинском языке, авторами которых были Е. Бритаев, Р. Кочисова, Д. Короев. Первым профессиональным осетинским актером был Б. Тотров.
«Все мы, осетинские любители-актеры, - писал Б. Тотров, - были частыми посетителями Русского театра, смотрели все его постановки, учились у наиболее талантливых актеров, которых немало побывало во Владикавказе…».
В 1904-1908 годах на самодеятельной сцене в селении Ольгинское, а затем и во Владикавказе были осуществлены первые постановки пьес на осетинском языке с участием Е. Бритаева. В Ардоне были созданы драматические группы, в которых участвовали Е. Тлатов, Х. Дзугаев, Г. Урусов.
Женщины-осетинки также организовали свою любительскую группу: в с. Ольгинское в доме Айсат Цаллаговой с участием Розы Кочисовой, Пари и Таурзат Алдатовых, Пола Газдановой, Кошер Дзантиевой, Ксении Баевой были поставлены пьесы Розы Кочисовой «Лгун, или пристав сошел с ума» и «Земля – мой свидетель, а солнце – мститель». В любительских спектаклях принимали участие П. Цоколаева, С. Джанаева, Н. Калоева, В. Касабиева, Н. Хетагурова, К. Зангиева.
В 1908 году, после кратковременной учебы в частном музыкально-драматическом училище Кедхудовой в Москве и в классе актера Малого театра Ф. Горева, во Владикавказ возвращается Б. Тотров и создает кружок любителей драматического искусства, активными участниками которого стали И. Кодоев, С. Джанаев, А. Тотиев, М. Гогичаев, Н. Калоев, А. Гостиев, Х. Дзанагов, Д. Короев, Г. Хасиев.
Летом 1909 года состоялся показ драмы «Две сестры» Е. Бритаева. Пьеса имела большой успех у зрителей. Кружок любителей театра Б. Тотрова расширял свой репертуар. Ставились пьесы А. Рамонова «Гего», Б. Тотрова «Проклятье», А. Арисханова–Каболова «Калым», «Женитьба» Гоголя, «Первый винокур» Л. Толстого в переводе Г. Хасиева.
Спектакли получили широкий общественный резонанс. В 1909 году в газетах «Терек» и «Терские ведомости», в журнале «Горец» появляются рецензии на любительские постановки. О спектакле «Калым» газета «Терек» писала: «Нарождается понемногу осетинский театр. Впервые поставленный на сцене, «Калым» привлек в зрительный зал много публики из осетин». Газета объясняла это актуальностью темы. Однако не меньшее значение имели энтузиазм и мастерство исполнителей - И. Котаева, С. Джанаева, А. Тотиева.
Любительский драматический коллектив Б. Тотрова просуществовал вплоть до 1918 года. По сути, это был первый народный театр Осетии.
В этот период появляются также и пьесы на осетинском языке. Достижения национальной драматургии связаны с именами Елбыздыко Бритаева, Блашка Гурджибекова, Розы Кочисовой, Давида Короева, Алихана Токаева. Они способствовали становлению и развитию драмы нового времени. На русском языке писал Дмитрий Кусов, одноактные пьесы из жизни горцев создавали романтик Г. Малиев («Охотники») и реалист Г. Бараков («Источник зла», «Доля встреченного»). Блестящим явлением стали одноактные комедии А. Коцоева «Черный туман», «У лжи короткие ноги» и «Пасха Гиго», в основу которых были положены сюжеты рассказов автора.
Популярной стала и историческая драма. В этом жанре работал Цомак Гадиев. В произведении «Идущие к счастью», написанном в стихах, он обратился к событиям гражданской войны.
В 20-30-е годы ХХ века важнейшее место в театральном искусстве Северной Осетии продолжал занимать Русский драматический театр. Творческими удачами театрального коллектива стали спектакли «Иванов» А. Чехова, «Ученик дьявола» Б. Шоу, «На дне» М. Горького, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Власть тьмы» Л. Толстого. В 1939 году были поставлены «Фатима» К. Хетагурова и «Дружба врагов» Г. Джимиева.
В 1920-е годы во Владикавказе жил Михаил Булгаков. Здесь им были написаны «Дни Турбиных» и «Сыновья муллы». Обе пьесы были поставлены Владикавказским театром, руководил постановкой сам М. Булгаков.
В те годы директором театра была назначена Е.А. Полякова. Как и ее предшественники, она многое сделала для развития не только Русского театра, но и в целом театрального искусства в Северной Осетии. В театре была организована драматическая студия, в которой обучались молодые актеры А. Поселянин, С. Петровский, Н. Гальская и другие. Русский драматический театр оказал благотворное влияние на развитие осетинского профессионального сценического искусства.
С осетинского театра малых форм, созданного в 1930 году во Владикавказе под руководством актера и режиссера Русского драматического театра А. Сафронова, начинали свою артистическую деятельность В. Тхапсаев, В. Каргинова, В. Баллаев, Б. Торчинов, М. Кургосова, Т. Каряева и другие. Они подготовили почву для создания осетинского театра.
В 1931 году власти Северной Осетии обратились к руководству Государственного института театрального искусства им. Луначарского с просьбой принять в институт группу осетинских юношей и девушек.
В июне 1935 года выпускники первой осетинской студии при ГИТИС-е им. А. Луначарского, воспитанники выдающихся актеров, режиссеров и педагогов мхатовской школы В. Станицина, И. Раевского, Е. Марковой, Б. Тотрова вернулись в республику и образовали труппу первого осетинского национального театра. Главным режиссером театра была назначена Е. Маркова.
Торжественное открытие Северо-Осетинского государственного драматического театра состоялось 10 ноября 1935 года спектаклем «Платон Кречет» А. Корнейчука.
Рождение профессионального театра было воспринято общественностью Северной Осетии как событие огромной важности, как большой праздник национальной культуры.
Дипломные спектакли актеров «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Лгун» К. Гольдони, «Летающий доктор» Ж.Б. Мольера были с восторгом приняты осетинским зрителем. Вскоре театр начал включать в репертуар пьесы осетинских авторов: «Две сестры» Е. Бритаева, «Свадьба» Г. Джимиева, «Свинец» Д. Туаева, «Коста» Нигера и Т. Епхиева. С 1936 года по 1941 год на его сцене было поставлено 38 пьес, из них 16 – осетинских авторов.
После войны в республике работали четыре театра – Северо-Осетинский драматический, Республиканский Русский, Алагирский передвижной и Республиканский театр кукол. В это время было создано большое количество пьес. Ведущим жанром при этом стала комедия. На сценах театров шли спектакли «Наши друзья» Р. Хубецовой, «Похождения Мурата» М. Цаликова, «Друзья» С. Хачирова и др. Одним из лучших комедийных спектаклей послевоенных лет были признаны «Женихи» А. Токаева. Пьеса ставилась не только на сценах русского и осетинского театров, но и во многих других театрах страны, а также в Польше, Чехословакии и Болгарии.
В репертуаре театров большое место отводилось теме войны и революции. Внимание театральных коллективов неизменно привлекали и классические произведения. Большим успехом у зрителей пользовались спектакли «Король Лир» У. Шекспира, «Без вины виноватые» А. Островского, «Цыганы» по одноименной поэме А.Пушкина, «Васса Железнова» М. Горького. К пятилетию театра была осуществлена постановка шекспировского «Отелло». Этому спектаклю была суждена долгая жизнь на сцене Осетинского театра, а исполнитель главной роли – В. Тхапсаев – завоевал признание широкой общественности.
Актер Владимир (Бало) Тхапсаев вошел в число лучших мировых исполнителей ролей шекспировского репертуара. «Когда смотришь Отелло в исполнении Тхапсаева, - писала критика в 50-е годы прошлого века, – не остается никаких сомнений, что именно таким был этот человек, что именно таким его видел Шекспир». Работа артиста получила высокую оценку советской и мировой общественности. В ноябре 1960 года В. Тхапсаеву было присвоено звание Народного артиста СССР. Поставленная режиссером З. Бритаевой пьеса стала выдающимся творческим успехом осетинского театрального искусства.
В эти годы в театрах Северной Осетии плодотворно работали С. Икаева, З. Кочисова, С. Таутиев, Н. Саламов, К. Сланов, П. Цирихов, В. Хугаева…
На протяжении практически всей истории профессионального национального театра важнейшим направлением сценического искусства являлась шекспириана.
Традиции, заложенные замечательными режиссерами З. Бритаевой, В. Фотиевым, С. Рейнгольдом, игрой выдающихся актеров В. Тхапсаева, М. Цаликова, Т. Кариаевой, стали образцом для последующих поколений.
В 60-х – первой половине 80-х годов XX века на сцене Северо-Осетинского драматического театра были осуществлены постановки пьес «Макбет», «Кориолан», «Гамлет», «Король Лир». В 1984 году создателям спектакля «Тимон Афинский» режиссеру Г. Хугаеву, художнику М. Келехсаеву, актерам И. Гогичаеву, М. Икаеву, Ю. Мерденову и К. Сланову была присуждена Государственная премия имени К.С.Станиславского.
В наши дни Северо-Осетинский государственный драматический театр, как и раньше, пользуется огромной любовью и признанием зрителей республики. Он продолжает занимать одно из ведущих мест в сценической культуре республики. В 1993 году театр удостоен звания «Академический» и ему присвоено имя выдающегося мастера осетинской сцены В. Тхапсаева. Лидерство национального театра в сценической культуре республики во многом было обусловлено творчеством прославленных актеров театра, таких как народный артист СССР Н. Саламов, народные артисты России Б. Ватаев, К. Бирагов, М. Икаев, О. Бекузарова, заслуженные артисты России Т. Кантемирова, К. Суанов, Т. Кабанова, В. Галаов и др.
В разные периоды 90-х годов ХХ века во главе театра стояли народные артисты России Б. Ватаев и Г. Хугаев. В афише театра значились спектакли: «Богатый дом», «Чепена», «Туальская красавица», «Покровитель дома», «Наемный вождь» Г. Хугаева, «Санаты Сем» Ш. Джигкаева, «Невестки Зали» Н. Саламова, «Чери» Г. Чеджемова, «Свет семи солнц» Г. Тедеева. В 2000 году осуществлена постановка пьесы «Горькие рифмы», посвященная жизни и деятельности Коста Хетагурова. Исполнитель роли Коста А. Галаов, режиссер-постановщик Р. Бекоева, художник З. Дзахова и авторы пьесы К. Мецаев и Б. Черчесов стали лауреатами Государственной премии им. К. Хетагурова.
Сегодня Северо-Осетинский государственный академический театр им. В. Тхапсаева во главе с художественным руководителем К.Г убиевым стремится отражать в своих спектаклях реалии времени, сложный многогранный мир эпохи. Он формирует свой репертуар из лучших произведений национальной и мировой классики, следуя традициям, заложенным в далеком 1935 году первой труппой.
В 2010 году Северо-Осетинский академический драматический театр им. В.В. Тхапсаева с успехом представил спектакль «Черная бурка» по пьесе Г. Хугаева на сцене прославленного Малого театра России.
I и II фестивали «Сцена без границ», организованные Союзами театральных деятелей РФ и РСО – Алания и Министерствами культуры РФ и РСО – Алания, стали событием 2000 и 2002 годов. Их участниками были представители всех театров Северного Кавказа. Этот форум внес значительный вклад в художественную театрально-сценическую культуру России.
Плодотворно развивалась и деятельность Музыкального театра, первоначально называвшегося музыкально-драматическим. Он открылся в 1958 году. А 16 сентября 1961 года театр, до этого ставивший музыкальные комедии, представил вниманию публику оперу «Евгений Онегин».
На его сцене шли произведения мировой и русской классики: «Жизель» А. Адана, «Демон» А. Рубинштейна, «Кармен» Ж. Бизе, «Тоска» Д. Верди. Театр пропагандировал и национальное музыкальное искусство. Были поставлены оперетта «Весенняя песня» Х. Плиева, оперы «Оллана» И. Габараева и «Коста» Х. Плиева, балеты «Хетаг», «Ацамаз и Агунда» Д. Хаханова. На сцене театра выступали С. Адырхаева, Е. Кулаев, Ю. Бацазов, Д. Билаонова, М. Котолиева, Ф. Мукагов.
В республике работал и продолжает работать детский театр кукол «Саби». В 1958 году наряду с действовавшей русской труппой в нем была создана осетинская студия. Она открылась спектаклем «Ацамаз» по пьесе В. Каирова. В театре трудились такие режиссеры как М. Гаев, И. Макиев, С. Федорович, актеры Е. Зубина, З. Плиева. М. Тебиев, художники Е. Айвазова, М. Хетагуров.
Театр много экспериментировал, совершенствовал технику кукловодства. В его репертуар включались произведения мировой и советской драматургии: «Приключения Незнайки» Н. Носова, «Гурвинек в царстве жучков» И. Скуппы, «Цветок счастья» Ц. Хамицева, «Дзег, сын Дзега» М. Тебиева и М. Гаева. Спектакли «Сын Куртатинского ущелья» С. Федоровича и Ю. Саратовского, «Нарт Сослан». Ю. Сперанского вошли в золотой фонд театра.
Продолжает развиваться, раскрывая свой творческий потенциал, труппа старейшего на Кавказе Русского драматического театра им. Е. Вахтангова. За вклад в развитие российского сценического искусства в 1996 году театр был удостоен звания «Академический». Среди наиболее значимых спектаклей этих лет: «Бедность не порок» А. Островского, «Трехгрошовая опера» Б. Брехта, «Чума на оба ваших дома», «Жили-были» и «Поминальная молитва» Г. Горина, «Отелло» У. Шекспира, «Василиса Мелентьева» А. Островского и др. По итогам театрального сезона в 2005 году театр был во второй раз удостоен Государственной премии имени Коста Хетагурова. Впервые премию имени К. Хетагурова Русский театр получил в 1967 году за спектакль «Перед грозой» по пьесе Е. Уруймаговой.
Важную роль в развитии культуры республики, в воспитании зрителя в последнее время играет Государственный театр оперы и балета. Благодаря всемирно известному дирижеру В. Гергиеву и художественному руководителю Северо-Осетинского театра оперы и балета Л. Гергиевой здесь проходят гастроли Мариинского театра, других ведущих коллективов страны. Не только владикавказцы, но и все жители Северного Кавказа имеют возможность смотреть лучшие оперные и балетные спектакли. Доброй традицией стало проведение международного фестиваля искусств «В гостях у Ларисы Гергиевой».
Рядом с ведущими театрами республики успешно работают Дигорский драматический театр, создателем и первым художественным руководителем которого был заслуженный деятель искусств РФ, драматург Д.И. Темиряев; Государственный конно-драматический театр «Нарты», объединивший в себе цирковое, драматическое и хореографическое искусство; молодежный театр-студия «Амыран».
Новым словом в современной национальной режиссуре и сценографии явилось появление в 1999 году обрядового театра «Арвайдан», получившего уже через год статус «государственного».
Синтез символики древней обрядности и эстетики современного театрального искусства, предложенный этим самобытным театром, имел большой успех и вызвал огромный интерес на международном театральном фестивале в шотландском Эдинбурге.
В марте 2001 года театр «Арвайдан» принял участие в престижном театральном фестивале «Золотая маска». Спектакль художника Виолы Ходовой и лауреата Государственной премии РФ, композитора Жанны Плиевой стал прорывом в развитии осетинского сценического искусства. Он был удостоен премии «За лучшую сценографию». В 2003 году постановочная группа спектакля «Арвайдан» стала лауреатом Государственной премии в области литературы и искусства. К сожалению, театр просуществовал недолго.
Сегодня в Северной Осетии действуют 6 государственных театров: Северо-Осетинский государственный академический театр им. В. Тхапсаева, Русский академический театр им. Е. Вахтангова, Северо-Осетинский государственный театр оперы и балета, Дигорский государственный драматический театр, Республиканский театр для детей и юношества «Саби», государственный театр «Нарты».
В 2010 году в театрах Осетии было показано 866 взрослых и детских спектаклей, на которых побывало около 137 тысяч зрителей. Репертуарная афиша государственных театров республики включала в себя 105 названий спектаклей, среди которых присутствовали все жанры театральной драматургии (в том числе пьесы русской, зарубежной классики, пьесы осетинских авторов, оперы и оперетты русских зарубежных композиторов). На суд зрителей было вынесено 19 премьер.
[ назад ]