Осетины, как известно, относятся к числу наиболее полидиаспоральных наций. Национальные диаспоры их расселены по многим странам земного шара, охватывая практически все континенты и регионы. Процесс расселения осетин своими корнями уходит в глубь веков и связан с масштабными перемещениями скифо-сарматских племен.
Среди осетинских диаспор встречаются крупные и малые, внутренние и внешние, близко расположенные и удаленные от исторической родины, старые и молодые, локальные и региональные, с оформленным статусом национально-культурной автономии, и диаспоры, находящиеся на пути к этому.
При изучении осетинских этнических общин неизбежно встает вопрос о причинах и истории их возникновения, о роли в жизни национальной общности. Это требует многостороннего анализа прошлого осетинского народа, перипетий и факторов его становления и развития, специфических особенностей этого социально-культурного явления.
В этой связи необходимо указать, что до последнего времени диаспорам не уделялось должного внимания, не было трудов, в которых рассматривались бы диаспоры отдельных наций как в пределах своего государственного образования, так и в рамках других стран. Исследователи, как правило, анализировали современные этнические процессы, в том числе и становление диаспоральных общностей, не выходя за пределы своего государства, оставляя в стороне их зарубежные разновидности. Не исключено, что это, возможно, происходило и по той причине, что анализ последних упирается в целый ряд затруднений.
Думается, что если еще в совсем недалеком прошлом такое положение было терпимым, то на современном этапе вряд ли можно с этим мириться. Дело в том, что число диаспоральных объединений заметно возрастает, их проблемы все более усложняются и требуют безотлагательного решения.
Нельзя не отметить и то обстоятельство, что в процессе изучения диаспор приходится сталкиваться с немалыми проблемами. Первая из них - небогатая источниковая база, ее явно недостает как в нашей отечественной научной литературе, так и в странах нынешнего проживания наших земляков.
Особо следует подчеркнуть то, что статистическая отчетность во многих государствах касательно осетинских диаспоральных общностей далека от совершенства, затруднения вызывает весьма легковесное обращение с общепринятыми терминами, историческими названиями и т.д. Так, достаточно сослаться на то, что до сих пор в турецких и ряде других азиатских научных источниках вольно оперируют термином «черкес", которым обозначают все северокавказские народы, что существенно препятствует выявлению реальной численности отдельных народов этого региона, их действительного вклада в исторический процесс.
Другим важным обстоятельством является отсутствие должной строгости, последовательности исследовательского поиска. Поверхностное описание, отсутствие достаточных архивных материалов, а также то, что серьезные положения и выводы соседствуют с непроверенными фактами, а то и просто с выдумкой, заставляет проявлять максимальную осторожность.
Что касается такого источника, как интервью и беседы, то они, как выясняется, также не отличаются надежностью и выверенностью, в них вкрапливаются в немалой степени данные с субъективной окраской, оценки, которые нуждаются в серьезной проверке.
Само собой разумеется, что при исследовании диаспоральных общин немаловажное значение принадлежит знанию языка страны нынешнего проживания переселенцев. Его знание позволяет расширить круг вероятных источников, существенно пополнить банк данных. Изучение диаспор как компонентов национальной общности становится одним из важных направлений в науке о национальных общностях.