10.04.15
Заур Цаллагов с пресс-секретарем Африканского клуба МГИМО Лорой Чкония
6 апреля 2015 года в Московском государственном институте международных отношений (Университет) МИД России состоялось открытие выставки «Африка глазами молодых российских художников», организованной в рамках Недели Африки и Дней науки МГИМО.
Основную часть экспозиции составили работы студентов Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова, в числе которых представил свои творения и наш соотечественник Заур Цаллагов.
Об этом и о многом другом молодой художник рассказал в интервью официальному сайту Постоянного представительства РСО-Алания при Президенте РФ.
***
- Заур, расскажи о проекте «Африка глазами молодых российских художников»... Как это было?
- Скоро год как мы с друзьями создали творческое объединение «Строгановка». Осенью представители Африканского клуба обратились к нам с предложением организовать выставку к открытию недели Африки в МГИМО. Этот проект стал для меня и моих коллег теплым лучом солнца посреди зимы, спасибо за это организаторам.
- Художественные работы создавались специально под этот проект или у них своя история рождения?
- Большинство из них созданы специально, путем долгой кропотливой работы. Африка у каждого вызывает бурю эмоций и красок! Проблем с вдохновением у ребят не возникало. Желающих было много, нам пришлось провести внутренний отбор, а уже после работы прошли комиссию МГИМО и попали на выставку.
- Расскажи подробнее о своих творениях, представленных на выставке…
- «Анжелина» (икона XXI века) – работа в которой мне хотелось донести до зрителя, что не имеет значения, какой ты расы; все мы одна семья. Думаю, что всем понятен источник вдохновения, прообраз главной героини.
«Протея» - прекрасный темнокожий ангел, цветок Африки. В этой работе я стремился выразить свое отношение к экзотическому континенту.
- Мешает или помогает тебе то, что твой отец – известный художник (Виктор Цаллагов, - прим. archive.noar.ru)?
- Однозначно идет на пользу, он мой самый главный критик!
С самого детства он давал мне полную свободу творчества, не баловал личным вмешательством. А когда я приносил учебные работы, оцененные на 5+, его вердикт почти всегда был отрицательным. Так он воспитывал, и за это я ему сейчас благодарен.
- Художники начинают практически всегда «под влиянием» - определенного мастера или направления, каких-то конкретных вещей... Можно сказать то же про тебя?
- С раннего детства меня вдохновлял Михаил Врубель. Его работы всегда захватывают дух, уносят из реальности. За годы учебы сменилось множество преподавателей, вклад каждого из них очень ценю, но моим главным наставником был отец. Всегда смотрел на то, как он работает, старался перенять опыт.
- А учишься ты…
- В МГХПА им. Строганова на кафедре «Средовой дизайн». Нравится возможность создавать что-то для людей, творить и чувствовать свободу в своем деле.
- В современном искусстве часто, точнее, практически всегда смешано, казалось бы, несочетаемое – театр и медиа, живопись и дизайн, «академическое» и продукты массовой культуры, жанры и направления... Как ты относишься к такому размыванию границ?
- В наше с вами время, время глобализации, культурные плиты движутся в направлении от центра, тогда как раньше они держали направление к нему. Под понятие «современного искусства» можно подогнать абсолютно все. В конечном счете, судить не нам - творцам, а тем, для кого это делается.
- Каково твое отношение к художественным экспериментам провокативного характера? Они шокируют, но и не оставляют равнодушными, вовлекают...
- Посредственный художник никому не интересен. Творчество должно вызывать чувства, нести идею. Дальше все выносится на суд зрителю. Так было во все времена.
- Что такое «современное искусство» - твое определение...
- Искусство - древний сосуд, из которого веками вытекал голос народа. Сейчас этот сосуд разбит. Думаю, это к большим переменам.
- Почему его не только не понимают (что можно еще принять и осознать), но и резко осуждают, осаждают, ненавидят...
- Из разбитой посуды многое вытекает не там и не так, как нам хотелось бы.
- Что для тебя «успешность»? Выставки, проекты, признание, положительная «критика»?
- Успешность это в первую очередь – востребованность. Оценка твоего творчества глазами зрителя. Уже в первый день выставки «Африка глазами молодых российских художников» мне писали незнакомые студенты МГИМО, увидевшие мои работы, осетины писали о том, как гордятся… В такой момент понимаешь, что находишься на правильном пути. Твои работы радуют зрителя. Всем спасибо еще раз!
- Кто для тебя авторитет в твоем «деле»?
- В дизайне свои авторитеты, в художественном деле – свои. Но главное для ученика всегда превзойти педагога, главное для мужчины – превзойти отца. Это та далекая звезда, к которой я сегодня стремлюсь.
[ назад ]