Европа знакомится с искусством Осетии

Европа знакомится с искусством Осетии

15.06.15

В гостях в Постоянном представительстве РСО-Алания при Президенте РФ побывал заслуженный художник Северной Осетии, лауреат премии Правительства России Виктор Цаллагов, только что вернувшийся из творческой поездки по Европе.

Он рассказал archive.noar.ru о том, как встречают осетинское изобразительное искусство в Старом свете.

Благодаря стараниям руководителя ассоциации «Возрождение» Радиона Пухаева уже пятый год подряд в Европе проходят выставки осетинских художников. Сейчас деятельность общества расширяется… В нынешнем, юбилейном году серия выставок была приурочена ко Дням российской культуры в Бельгии. На открытии с теплым приветствием выступил глава центра науки и культуры при Российском посольстве в Бельгии Александр Разумов. Пришли представители диаспоры. Очень тепло нас все встречали, приглашали в гости, накрывали столы… Нашим соотечественникам приятно, что в Европе узнают Осетию с хорошей стороны.

После бельгийской экспозиции была выставка во Франции, в городе-крепости Монтмеди. Там также проходил недельный пленэр. Принимали участие и местные художники, получился такой обмен опытом. Очень интересные там места. Это самая большая цитадель в Европе. С гостиницами, ресторанами, церковью и музеем. Удивительными бастионами и многочисленными подземными лабиринтами. Мы без ложной скромности покорили французов, они не ожидали, что мы привезем им настоящее большое искусство. К слову создается впечатление, что они там от серьезного искусства отвыкают. Они были приятно удивлены нашим творчеством, искусством, культурой.

Были выставлены около 45 картин десяти наших художников. Среди них – народный художник России Магрез Келехсаев, который своей выдержкой и энтузиазмом всех подбадривал. Он всегда оказывался впереди, как наше знамя, и другие, глядя на него, тоже старались не отставать. Два художника были из Южной Осетии - Борис Габараев и Лаврентий Касоев. Из Северной Осетии – я и Ахсар Ахполов, затем к нам присоединился Ахсар Есенов и художник из Москвы Валерий Атаев. Из Питера приехал Марат Кесаев. Была художница из Бельгии Лариса Салбиева и Игорь Тогузаев - художник, проживающий недалеко от цитадели Монтмеди.

За время пленэра в Монтмеди мы также открыли выставку в Великом Герцогстве Люксембург, в Культурном центре Российского посольства. Там же состоялся показ фильма Вадима Цаликова «Прощай, Асуан». Гости выставки – выходцы не только из Осетии, но и со всей России – сначала посмотрели фильм, задавали много интересных вопросов, затем уже состоялось открытие выставки. Все эти события проходили на очень высоком уровне. Глава центра поблагодарил всех участников делегации и призвал к дальнейшему сотрудничеству. Мы также поблагодарили его за теплый прием и подарили картину Ахсара Ахполова с видом Люксембурга. В этот же день там отмечали день славянской письменности. После возложения цветов к барельефу Кирилла и Мефодия читали стихи на разных языках. Радион рассказал про Коста Хетагурова и прочитал его стихотворение на осетинском языке. Я добавил, что Коста не менее гениально писал на русском языке и прочитал его стихи на русском.

Радион Пухаев проделал колоссальную работу. Были привлечены все члены его замечательной семьи. Все говорят по-осетински, стараются не забывать свои корни, старшие прививают это своим детям. Они многое делают не только для продвижения осетинского искусства, но и для России в целом. Не случайно его лично поблагодарил и вручил грамоту посол России в Бельгии. Сейчас Радион возглавил Федерацию бельгийских русскоязычных обществ. Пять лет работал на энтузиазме. А это большие и материальные и физические усилия. В организации выставок ему большую помощь оказывает художник Вадим Пухаев, постоянный участник всех мероприятии.

В цитадели Монтмеди были интересные виды. Мы хорошо поработали. Привезли с собой новые работы. Конечно, для художника важно смотреть, расширять свой кругозор. Обмениваться опытом. За это время мы успели побывать и в Брюгге, который называют северной Венецией. Маленький городок, но какая же это великолепная архитектура, чистая готика. Величественные соборы. И везде диаспора принимала самое душевное участие. Они все нас куда-то возили, что-то показывали. Поездили по известным музеям, там отличные собраны коллекции. В Антверпене, в самом центре, стоят памятники Рембрандту и Ван Дейку. Везде царит дух великих мастеров прошлого. Для художника это очень важно. Посмотрели работы Вермеера, Ван Гога, Рембрандта, Гольбейна и многих других. Впечатлений очень много…

Культура у европейцев, конечно, совершенно другая, они как будто больше ценят, пытаются понимать искусство. Конечно, они отличаются. Даже просто визуально. Но в основном зритель заинтересованный. Люди там законопослушные, что помогает им успешно сосуществовать. Конечно, там тоже есть пороки, которые многих раздражают.

Чем отличается зритель в Осетии? У нас другие проблемы. У большинства в головах только одна мысль - как бы быстро и без особых усилий заработать больше денег. Если кто-то улыбается, значит, он ненормален. Главное – сделать серьезный, хмурый вид. Какие уж тут выставки? Когда я два года назад общался в Париже с Лорой Джанаевой, она говорила мне: «А как вы хотите? В России все только начинается, надо столько всего наверстать. А Европа - она же 300 лет шла к этому». А вы знаете какие там штрафы за выброшенный мусор? А за нескошенную траву у дома? И никто даже не подумает спорить. Думаю, что дети и внуки, которые побывают в Европе, проникнутся ее духом, они по-другому посмотрят на мир.

В первый день во Франции запомнилось - мы стоим на лестницах и чуть ниже расположились еще люди. И мне указывают на одного мужчину со словами, что это тоже художник – скульптор, он украсил местную церковь. Я говорю, что мне понравились его работы, переводчица передает ему мои слова. Смотрю – он бежит ко мне, счастливый от того, что мне понравились его работы. Так мы все и сдружились, отдыхали вместе, он всю дорогу дурачился, пантомимы нам показывал. Мы же смотрим друг на друга и думаем – это, наверное, местный дурачок. В итоге он оказался руководителем большой строительной компании, которая реставрирует церкви, старинные дома. Он так проникся к нам симпатией, что оплатил нам всю гостиницу и пригласил посмотреть на свой дом. Вернее, и домом это пока не назовешь – двухэтажные развалины, которые он восстанавливает, и, кстати, он не имеет право поменять ни одного камня. Каждый камень должен быть из того же материла, либо его надо состарить. За этим четко следят, и никто не спорит – все согласны, значит так надо. Вот такое следование правилам, наверное, и есть культура. А у нас, к сожалению, нет такого. Было бы бережное отношение хотя бы к тому, что сохранилось. Но и то разваливается… А в Европе со старины сдувают пылинки. Общей культуры нам, одним словом, не хватает.

Общая культура начинается с правил уличного движения. Уверен в этом. Вот с чего бы я начал. А уже через это можно перейти и к архитектуре, и к туристической привлекательности... То, что мы, художники, делаем - это большое искусство, которое надо постигать, а общая культура – это совершенно что-то другое и это совершенно разные вещи.
Как людей привести в выставочные залы? Через искусство, через семью и школу. Путь с двух сторон. И надо поднимать общую культуру через духовно-нравственные основы. В Амстердаме наблюдал интересную сцену: в музее группа детей дошкольного возраста сидят на полу у картины «Ночной дозор» и воспитательница рассказывает им о творчестве Рембрандта, тоже сидя на полу. Вот где начинается воспитание.

 

 

 

[ назад ]

Смотрите так же:

 
GISMETEO:Погода по г.Москва         GISMETEO:
Погода по г.Владикавказ