28.06.13
С 4 июля по 15 сентября в отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина будет представлена большая выставка работ выдающегося российского скульптора, нашего соотечественника Лазаря Гадаева. Экспозиция «Искурдиада» приурочена к 75-летию со дня рождения художника.
Лазарь Гадаев - яркий и самобытный скульптор конца XX – начала XXI века с особым пластическим мышлением и способом исполнения. Его произведения – редкий в современном изобразительном искусстве симбиоз традиции народной пластики Осетии со средневековой христианской традицией и с практикой европейской скульптуры XIX–ХХ веков.
Слово «искурдиада» неслучайно вынесено в название выставки. На дигорском диалекте осетинского языка это – «мольба». Именно так была названа книга рассказов и стихотворений в прозе Лазаря Гадаева.
На выставке будет представлено 46 произведений мастера, среди которых скульптурные композиции двух последних десятилетий, а также цикл рельефов «Крестный путь».
***
Юрий Норштейн: «Осязаемость пластики Гадаева – это еще и живопись. Я говорю не о цвете. Гадаев не лепит, он наращивает фактуру, наполняет, возвышает ее до невидимой в пространстве поверхности. Мне представляется, что Лазарь не любит твердых поверхностей – она у него многослойна, как может быть многослойна живописная фактура. Она текуча, объем его скульптур содержателен полным безразличием к правдоподобию. Меня поражает поверхность его скульптур. Она будто не часть тяжелого объема, а тонкая графическая амальгама. Наверное, отсюда ощущение легкости».
Александр Рюмин: «Никто в современном изобразительном искусстве не смог с такой взволнованной открытостью, как Лазарь, говорить о простых и вечных человеческих чувствах — любви, нежности, ранимости, сострадании. Он растворил себя без остатка во всех своих многочисленных творениях, уже вошедших в собрания музеев, галерей, частные коллекции в России и за рубежом и ставших отныне его обширным художественным наследием. Он остается для нас в них живым. Лазарь Гадаев стал человеком мира. Фактом своего присутствия в этой жизни, фактом всего созданного в ней он соединил самобытную культуру Осетии, частью которой он всегда себя ощущал, с мировым художественным пространством».
Наталья Нестерова: «Есть города и парки без скульптур. В них скучно и непонятно. Есть города, наполненные великолепными скульптурами, как Петербург. Мастерская Лазаря Гадаева — такой город скульптур. В нем никогда не заскучаешь, в нем никогда не потеряешься, потому что это не лабиринт, а дорога. В нем есть скульптуры-воспоминания, есть скульптуры-скука, сон и обида, есть скульптуры-величие и любовь. Страна, где Лазарь родился, сама источник произведений. Гора-стол, или двугорбый Казбек, Терек, несущийся среди города, одинокие всадники, пасущие библейские стада, парящие орлы…».
Григорий Ревзин: «Лазарь Гадаев — предмет большой и заслуженной гордости осетинского народа. Естественно, в его творчестве многие критики склонны подчеркивать связь с традициями осетинской (аланской) мелкой пластики. Вероятно, для этого есть основания — у него очень обостренное, живое чувство фактуры, какое редко встретишь у человека из большого города. И еще, наверное, в его скульптурах есть некий суггестивный магический оттенок, какой действительно свойственен аланским то ли зверькам, то ли богам. Только предмет у него совсем другой. Предмет его скульптуры — очень сложный психологический рисунок человека, одновременно и внутренне смятенного, и преодолевающего эту смятенность, что-то очень из 1970-х годов. Только этого интеллигента 1970-х он сделал героем — и героичной стала как раз внутренняя неустроенность, сложность личности, как бы не вполне уверенной в смысле своей жизни и мира вообще. Этому состоянию экзистенциальной потерянности он придал магические черты, так что его скульптуре можно поклоняться, как древнему божку. В 1999 году, к юбилею, он поставил своего Пушкина в Неопалимовском переулке в Москве, и это очень важно, что у нас есть и такой Пушкин. Пушкин последнего поколения советской интеллигенции…».
[ назад ]