«Искурдиада» Лазаря Гадаева – в ГМИИ им. А.С. Пушкина

«Искурдиада» Лазаря Гадаева – в ГМИИ им. А.С. Пушкина

04.07.13

3 июля в Отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина прошла торжественная церемония открытия выставки работ выдающегося российского скульптора, нашего соотечественника Лазаря Гадаева.

Экспозиция «Искурдиада» приурочена к 75-летию со дня рождения художника и представляет 38 произведений мастера, среди которых скульптурные композиции двух последних десятилетий, а также цикл барельефов «Крестный путь».

Среди гостей церемонии были заместитель Председателя Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, советник министра иностранных дел РФ, член Попечительского совета фонда «Русский мир» Александр Дзасохов, Президент Регионального общественного фонда содействия развитию культуры «Мир Кавказа», действительный член Российской академии художеств, всемирно известный скульптор Владимир Соскиев, заместитель Полномочного представителя РСО-Алания при Президенте РФ Татьяна Сухомлинова и сотрудники Постпредства республики, члены Московской осетинской общины, деятели культуры и искусства.

Слово «искурдиада», вынесенное в название выставки, на дигорском диалекте осетинского языка означает мольбу. Само звучание этого красивого архаичного слова воплощает в себе прикосновение к поэтическому восприятию мира вокруг и внутри самого художника.

В начале 90-х Лазарь Гадаев впервые обращается к евангельской теме и создает неповторимые по своей глубине работы «Молящийся Христос» и «Мольба» (1991), «Сестры» и «Воскрешение Лазаря» (1993), «Тайная вечеря» (1996), «Рождество» и «Бегство в Египет» (2002).

В 2003 году в жизни скульптора произошло значимое событие, предопределившее дальнейшую творческую эволюцию мастера – он получил заказ на цикл рельефов, посвященных Крестному пути Иисуса Христа от Института Святого Франциска Ксаверия в США. В выставочном зале отдела личных коллекций ГМИИ им. Пушкина представлены восемь малых и тринадцать больших рельефов из этой серии работ скульптора.

Сын скульптора, поэт и режиссер Константин Гадаев, в преддверии открытия выставки рассказал archive.noar.ru о «логике» названия экспозиции словом «искурдиада», о работах мастера и о грустном 75-летии без главного героя…

«Он, конечно, был абсолютным сыном своего маленького Отечества. Язык не забывал никогда. Писал стихи в прозе, рассказы. Две вышедшие его книги названы именно этим словом – «Искурдиада». Это не совсем мольба, скорее – зов, быть может - дар. В название выставки это слово вынесено не зря. Оно подчеркивает, что Лазарь Гадаев - художник с совершенно живым национальным корнем. С другой стороны он, конечно, ставил перед собой задачу вырастить из живой национальной традиции пластику общеевропейского уровня. Он прекрасно знал музеи, работал во многих странах. Пластику «Воскрешенного Лазаря» или «Тайной вечери», конечно, никак нельзя оценивать в узконациональном ключе. В этих работах он несколько уходит от архаичных мотивов, вырабатывая абсолютно самобытную пластику, аналогов которой нет в мире», - отметил К. Гадаев.

По словам Константина, в последний раз Москва видела столько работ Лазаря Гадаева, собранных в одном месте, пять лет назад. Тогда экспозиционной площадкой для скульптур мастера послужили залы Государственной Третьяковской галереи. «Выставка была приурочена к 70-летию отца. К сожалению, она оказалась итоговой. В месяц проведения этой выставки он ушел из жизни. Все его барельефы выставлялись и в клубе АРТ'ЭРИА, там отцу очень понравились кирпичные стены и купольный свод. Но это, конечно, не такое статусное место, как Пушкинский музей», - рассказал archive.noar.ru сын скульптора.

Первые эскизы к серии евангельских барельефов появились уже в 2005 году, последние вещи – в 2007. «Я удивляюсь, как он смог все это сделать физически. Он ведь успел еще открыть в 2008 году памятник Осипу Мандельштаму в Воронеже. И это в последний год своей жизни…», - вспоминает Константин Гадаев.

Известен любопытный факт из жизни мастера – над столом Лазаря Гадаева всегда висела тюремная фотография Осипа Мандельштама и открытка с мозаикой «Тайная вечеря» из базилики Сан Апполинаре Нуово в Равенне.

Комментируя цикл работ, представленных на выставке, старший научный сотрудник отдела личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, куратор экспозиции Анна Чудецкая подчеркивала неповторимость и уникальность таланта мастера: «Творчество Лазаря Гадаева сегодня переосмысливается уже в обновленном контексте. Барельефы, показанные здесь, впервые предстают перед зрителем с такой силой и с таким драматизмом. Несомненно, что мы должны говорить сегодня об особом пластическом языке Лазаря Гадаева. Он принадлежал к тому поколению художников, которые стремились обновить свой художественный язык. Но обновить его, не порывая с традицией, оставаясь в постоянной связи и диалоге с традицией. И по своей структуре его «язык» близок к чувственному «языку» живописи».

Анна Чудецкая говорила и о своих личных воспоминаниях и субъективном восприятии фигуры Лазаря Гадаева, как яркого человека и глубокого скульптора. «Он какое-то время курировал секцию молодежи в Союзе художников. Яркий, доброжелательный, активный человек. Параллельно с земным, очень реальным, включенным в жизненную суету Лазарем Гадаевым существовал другой - сосредоточенный, глубокий, невероятный», - рассказывала А. Чудецкая.

Александр Дзасохов, говоря в комментарии archive.noar.ru о творчестве Лазаря Гадаева, вспомнил другого великого осетина – Коста Хетагурова.

«Подобно духовному лидеру нашего народа Коста Хетагурову, который создал более 20 поэтических произведений об образе Христа, Лазарь, наш замечательный, талантливый земляк, многие свои работы также посвящал библейским темам. И это очень свойственно нашему народу – обращаться к духовности, к корням своей культуры. Гадаев – выдающийся представитель осетинской школы изобразительного искусства, в частности, скульптуры. Но согласимся и с тем, что он наднационален, он – человек мира. Его творчество обращено не к сиюминутному, он как бы дарит современности образы средневековья, древних цивилизаций, в особенности связанные с христианством. В этом – его отличие от современников», - отметил А. Дзасохов.

Заведующая отделом скульптуры XX века Государственной Третьяковской галереи Людмила Марц, выступая перед гостями церемонии, также говорила о «личном»: «Пять лет назад, когда Лазарю исполнялось 70 лет, мы открывали выставку в Третьяковке. Мне выпала тогда радостная и горькая, как потом оказалось, участь делать эту выставку. Я помню, что ехала на прямой эфир «Эха Москвы», когда получила сообщение от Константина: «Отец скончался». Эта передача так и не состоялась. Выставка же проходила как посмертная. Я часто слышу упреки, что скульптурные выставки не посещаемы. Однажды в одном американском журнале от 2009 года я наткнулась на публикацию о самых посещаемых выставках по всему миру за 2008 год. На первом месте была выставка Лазаря Гадаева».

Известный скульптор Георгий Франгулян говорил слова благодарности семье Лазаря Гадаева: «Константин очень многое сделал для продвижения творческого наследия своего отца. Это тот уровень искусства, когда уже нельзя говорить слово «мастерство», потому что оно не выражает силу и великое чувство. Скульптура Лазаря Гадаева - это произведение духа. Цикл работ, представленных сегодня, автобиографичен. Он осознавал, что в жизни не удастся уже сделать многого. Поэтому эти работы – жизнь его души. Будучи уже совершенно больным, он также создал величайшее, фундаментальное произведение – памятник Осипу Мандельштаму, установленный в Воронеже. Это его последняя работа и высокая точка его творчества. Мы все были бы счастливы, твори он бесконечно…».

* * *

Напомним, что работы Лазаря Гадаева экспонируются в отделе Личных коллекций ГМИИ им. Пушкина до 15 сентября. 

Фото - Кермен Кудзойти

[ назад ]

Смотрите так же:

 
GISMETEO:Погода по г.Москва         GISMETEO:
Погода по г.Владикавказ