16.12.14
Не так давно свой 75-летний юбилей праздновал народный художник РСО-Алания, член Союза художников России, актер, танцор, знаток истории и фольклора, культуры и обычаев родного народа Жорж Иналович Гасинов.
На своей юбилейной выставке, имевшей большой успех и проходившей в Осетии, Жорж Гасинов представил более семидесяти работ, в основном – живопись и графику.
Начало жизненного пути художника совпало с эпохой величайших испытаний – Отечественной войной 1941-1945 гг.
«Мы – дети войны, «не знавшие» своих отцов. Моему отцу было 29 лет, когда он погиб. Моя мать воспитывала четырех детей одна. Тяжелое было время… После 7 класса я вынужден был перейти в вечернюю школу, надо было помогать матери. Работал возчиком на быках, был табунщиком...», - рассказывает о себе Жорж Гасинов.
Тогда же в детстве Жорж усвоил: для того чтобы многое успевать, надо много работать.
«Помню, зашел к нам мой дядя Бола. И говорит с порога: «Я вам кое-что принес…». Первая мысль, возникшая у нас - детей, что это сладости. Оказалось, нет: «Жорка, я тебе принес «Нарты Кадджыта!». Для меня это был большой подарок. По вечерам он нам читал отдельные сказания. Именно тогда я впервые увидел иллюстрации Махарбека Туганова. Появилась мысль: «А почему бы и мне не попробовать рисовать?». Тогда бумаги не было, поэтому рисовал я в книгах - между строк, на обложках. Потом начал лепить из глины. Другой мой дядя, Басила, сделал в кузне стальные инструменты, и я начал работать с камнем. В школе занимался танцами и рисованием. Иногда мне попадало от учителей, ведь я постоянно рисовал на уроках. Потом были 4 года в армии, где судьба свела меня с Гурамом Тадтаевым. Он учился в Цхинвальском художественном училище им. Махарбека Туганова. Гурам вселил в меня уверенность, что надо учиться рисовать профессионально. Я отправил свои работы в художественное училище и был приглашен на экзамены, которые успешно сдал. Вот так и началась моя дорога художника. Как спортсмен стремится к своим вершинам, так и я стремился только к одному – стать хорошим художником», - вспоминает Ж. Гасинов.
Учеба в Цхинвале в художественном училище им. М.С. Туганова, где преподавали такие известные художники как профессор В. Джапаридзе, Г. Котаев, Б. Санакоев, скульптор В. Кокоев, А. Санжеровская, оказали благотворное влияние на формирование у Жоржа Гасинова чувства красоты, тяги в творчестве к родным корням, ее истории и судьбам своего народа. На третьем курсе за свою серию акварелей, посвященных национальной тематике художник был награжден Почетным дипломом ЦК ЛКСМ Грузии на республиканской выставке молодых талантов. Дипломная работа Ж. Гасинова «Народный сказитель» была оценена на «отлично» и 40 лет достойно украшала вход в училище.
После окончания художественного училища, Жорж Иналович поступил во ВГИК. Его приглашают в Киевскую киностудию им. О. Довженко, где он сыграл яркие роли в художественных фильмах: «Дума о Ковпаке», «Право на любовь», «Жемчужина», «Карпаты-Карпаты», «Ярослав Мудрый. Кроме этого, Жорж Иналович снялся и в ряде картин Одесской киностудии - «Ненависть» и других.
С 1981 по 2011 годы Ж. Гасинов снимался и работал главным художником и консультантом в осетинских художественных фильмах «Горец», «Фарн», «По следам карабаира», «Голос матери», а также был приглашен режиссером Дж. Файзиевым на съемки фильма о трагических событиях в Южной Осетии в августе 2008 года. Кинофильм «Горец» в 1992 году на Международном кинофестивале в Ашхабаде «Серебряный полумесяц» завоевал главный приз жюри.
«Кто из нас не любит кино? – спрашивает Жорж Гасинов. - У меня дома богатая коллекция дисков с историческими фильмами. Мне очень нравится лента «Фатима». «Чермен», на мой взгляд, получился несколько слабее… Эти два фильма я часто пересматриваю. Если говорить о предпосылках моего кинематографического пути, то их можно найти в детстве. Мы с соседскими детьми нередко разыгрывали сцены из Нартовского эпоса, рядились в прославленных героев. Я традиционно изображал Сырдона, этот герой всегда был мне очень близок. Часто его ошибочно называют едва ли не шутом, а я всегда с этим спорю. Это собирательный образ – Сырдон не воитель, а положительный герой, который даже в походы ходил не для того, чтобы убивать и грабить, а для того, чтобы созидать. Неслучайно он создал «дыууадастанон фандыр», символ культуры и искусства... «Почему бы не сняться в кино?». На эту мысль меня натолкнул один из педагогов в художественном училище. Я уже рисовал, танцевал, писал статьи, оставалось только кино. После окончания художественного училища меня пригласили на Киевскую киностудию им. А. Довженко, а затем и в Одессу. Там я сыграл в фильмах «Дума о Ковпаке», «Право на любовь», «Жемчужина», «Карпаты-Карпаты», «Ненависть». Снимался, а также работал главным художником и консультантом в осетинских лентах «Горец», «Фарн», «По следам Карабаира», «Голос матери»…
Еще одно достижение, записанное на счет этого замечательного человека - усилиями художника обнародован алано-осетинский герб, изображающий барса на фоне восьми вершин Мировой горы, на основании которого исполнен современный герб Осетии.
«В 1970-м году я прочитал в газете «Известия» статью о том, что в III веке у скифского царя Атея был свой герб. Там же говорилось, что он хранится в Ленинградском музее этнографии. Я загорелся идеей найти этот герб. Вместо того чтобы купить себе приличный костюм, отправился в Ленинград. Но оказалось, что в музее хранилась лишь печать. Я вернулся обратно в Осетию, где познакомился с работниками нашего музея Эльбрусом Кантемировым и Борисом Бероевым. Они-то мне и рассказали, что в Тбилиси живет и работает ученый-историк Георгий Тогошвили, который может мне помочь в поисках. Так я оказался в Тбилиси, где в Институте древних рукописей мы и обнаружили герб. Как оказалось, в XVIII веке грузинский ученый Багратион Вахушти провел колоссальную работу – составил общие карты Кавказа, а также каждого из кавказских государств. В этих рисунках мы и обнаружили знамя и герб Алании – Осетии. Мы очень долго ждали разрешения на то, чтобы снять копии со своих находок. До экспонатов нельзя было даже дотрагиваться, так все серьезно охранялось. Но мне все-таки удалось привезти в Осетию точную копию Аланского герба, выполненного акварельными красками. Потом началась другая часть этой истории, далеко не самая приятная. Я долгое время воевал с властями, редакторами печатных изданий, которые не желали признавать значимость находки. Я очень благодарен моему брату Ахсару Бесолову, который помог опубликовать статью «Уникальная находка». Этот материал затем был напечатан в известном журнале «Советская женщина», выходившем на 14 языках мира. Горжусь тем, что сумел сделать что-то важное для своего народа», - говорит художник.
В сшитых по эскизам художника костюмах танцуют Государственные ансамбли «Алан», «Симд», танцевальные коллективы «Сармат» - первый, «Горец», «Скифы», работают артисты Дигорского драматического театра в спектаклях «Две сестры» и «Аланти нана».
В течение двадцати лет Жорж Гасинов возглавлял фольклорный ансамбль «Цин», восстанавливая, сохраняя и пропагандируя песенно-танцевальные хороводы, обычаи и традиции. Он лауреат I и IV Международных фестивалей фольклора.
Жорж Иналович – участник многих коллективных, республиканских, зональных и российских выставок. В 1971 и в 1986 годах состоялись выставки работ в селении Сурх-Дигора, в 1989 году с успехом прошли его персональные выставки в Берлине, Бранденбурге, Галле, Рюдерсдорфе, Лейпциге. Экспозиция включала более тридцати произведений. В 2011 году в селении Дур-Дур, в Алагире и в Центральной научной библиотеке республики прошли персональные выставки, посвященные 130-летию художника М.С. Туганова.
Храмы и оборонительные и культовые сооружения, изображенные на его картинах, несут черты монументальности, их мощные формы весомы и значительны. «Средневековье», «Тишина», «Аланский храм в Сентах», «Дарьял», «Память», «Храм Суана», «Пейзаж с белой птицей» на фоне величественной панорамы гор, эти работы воспринимаются как незыблемый памятник человеческому гению. «Зов лошади», «Гнезда», «Сгоревшие деревья Приса», заставляют задуматься о вечном, а утонченное сочетание философии цвета и формы выносят безапелляционный приговор вандализму и жестокости.
«Беженцы», «В Цхинвальском парке», «В горах тревожно», «Рассвет над Черменом, «Беслан. Школа. День третий», «Август. Восход над Бурсамдзели» - эти работы художника написаны по следам впечатлений от посещения мест боевых действий в Южной и Северной Осетии.
Искренняя и сердечная любовь к красоте природы Кавказа, к людям и истории родной Осетии чувствуется во всем, что творит рука художника Ж. Гасинова, а также находит свое отражение в танцах, которые он ставит, ролях, которые сыграл и еще сыграет, так и в костюмах, которые он создает.
Жорж Иналович многие годы работал заместителем директора художественного училища, воспитав не одно поколение художников.
Энергичность, многогранность и работоспособность Гасинова многие годы вызывает неподдельное удивление, восхищение и уважение многочисленных учеников, друзей, родственников, коллег. Он всегда в творческом и жизненном поиске. Наверное, поэтому подтянутому, стройному Жоржу Иналовичу невозможно дать его годы.
«Самое главное – оставить после себя хороший след. Я никогда ни от кого не ждал помощи. Раз ты выбрал свой путь, надо просто засучить рукава и пахать в поте лица, все время идти вперед. Этим всю жизнь и занимаюсь», - таков он во всем. Яркий, народный и талантливый - Жорж Гасинов.
[ назад ]