«Боль своего сердца хочу вложить в камень…»

«Боль своего сердца хочу вложить в камень…»

17.05.13

19 мая исполнилось бы 75 лет прекрасному осетинскому скульптору Лазарю Тазеевичу Гадаеву.

Лазарь Гадаев родился в 1938 году в селе Сурх-Дигора в Осетии. Окончил художественно-графический факультет Северо-Осетинского педагогического училища в 1960 году и поступил в Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова.

Ему повезло с педагогами: ими были живописец Дмитрий Жилинский, скульптор Матвей Манизер, а системе пластики он обучался у Александра Матвеева. На его творчество оказала влияние и современная авангардная итальянская скульптура.

Но все же главными источниками вдохновения, главными учителями Гадаева стали художественные традиции кобанской культуры, национальная осетинская пластическая традиция, творчество осетинского мастера Сосланбека Едзиева с его мифологическим мышлением. Все это помогло Л. Гадаеву выработать свое современное понимание скульптуры, как пластического целого, воплощающего мысль автора.

В 1966 году талантливый выпускник Суриковского института Лазарь Гадаев был принят в Союз художников СССР.

Найдя свой стиль в 70-е годы, Гадаев почти не менял его в последующие десятилетия. Основным предметом его произведений стал простой человек со своими чувствами. Любовь, горе, сострадание, грусть удивительным образом переданы мастером - с мягким юмором, иронией, мудростью.

Сегодня большая коллекция работ Л. Гадаева хранится в Третьяковской галерее, многие его произведения находятся в Музее народов Востока, Московском музее современного искусства, Русском музее и музее Петера Людвига в Германии, в музеях городов России и стран СНГ, частных собраниях в России, США, Германии, Франции.

Он – автор памятников Георгию Малиеву во Владикавказе (1986), Темботу Керашеву в Майкопе (1990), Александру Пушкину в Москве в Неопалимовском переулке (1999). Последняя его работа – памятник Осипу Мандельштаму в Воронеже (2008).

Напомним, в июне 2012 года в Москве в Центральном Доме Художника прошла выставка современного искусства Кавказа «Вершины. В ладонях неба». Экспозиция была организована Фондом содействия развитию культуры «Мир Кавказа», Министерством культуры и массовых коммуникаций РСО-Алания, Всероссийским азербайджанским конгрессом, Постоянным представительством РСО-Алания при Президенте РФ, Российской Академией художеств, Союзом художников России, Союзом художников Москвы, Северо-Осетинским художественным музеем им. М.С. Туганова, Национальной галереей искусств «ATAIAS». В рамках выставки зрителю были представлены скульптурные работы Лазаря Гадаева.

Юрий Норштейн: «Осязаемость пластики Гадаева – это еще и живопись. Я говорю не о цвете. Гадаев не лепит, он наращивает фактуру, наполняет, возвышает ее до невидимой в пространстве поверхности. Мне представляется, что Лазарь не любит твердых поверхностей – она у него многослойна, как может быть многослойна живописная фактура. Она текуча, объем его скульптур содержателен полным безразличием к правдоподобию. Меня поражает поверхность его скульптур. Она будто не часть тяжелого объема, а тонкая графическая амальгама. Наверное, отсюда ощущение легкости».

Александр Рюмин: «Никто в современном изобразительном искусстве не смог с такой взволнованной открытостью, как Лазарь, говорить о простых и вечных человеческих чувствах — любви, нежности, ранимости, сострадании. Он растворил себя без остатка во всех своих многочисленных творениях, уже вошедших в собрания музеев, галерей, частные коллекции в России и за рубежом и ставших отныне его обширным художественным наследием. Он остается для нас в них живым. Лазарь Гадаев стал человеком мира. Фактом своего присутствия в этой жизни, фактом всего созданного в ней он соединил самобытную культуру Осетии, частью которой он всегда себя ощущал, с мировым художественным пространством».

Наталья Нестерова: «Есть города и парки без скульптур. В них скучно и непонятно. Есть города, наполненные великолепными скульптурами, как Петербург. Мастерская Лазаря Гадаева — такой город скульптур. В нем никогда не заскучаешь, в нем никогда не потеряешься, потому что это не лабиринт, а дорога. В нем есть скульптуры-воспоминания, есть скульптуры-скука, сон и обида, есть скульптуры-величие и любовь. Страна, где Лазарь родился, сама источник произведений. Гора-стол, или двугорбый Казбек, Терек, несущийся среди города, одинокие всадники, пасущие библейские стада, парящие орлы…».

Григорий Ревзин: «Лазарь Гадаев — предмет большой и заслуженной гордости осетинского народа. Естественно, в его творчестве многие критики склонны подчеркивать связь с традициями осетинской (аланской) мелкой пластики. Вероятно, для этого есть основания — у него очень обостренное, живое чувство фактуры, какое редко встретишь у человека из большого города. И еще, наверное, в его скульптурах есть некий суггестивный магический оттенок, какой действительно свойственен аланским то ли зверькам, то ли богам. Только предмет у него совсем другой. Предмет его скульптуры — очень сложный психологический рисунок человека, одновременно и внутренне смятенного, и преодолевающего эту смятенность, что-то очень из 1970-х годов. Только этого интеллигента 1970-х он сделал героем — и героичной стала как раз внутренняя неустроенность, сложность личности, как бы не вполне уверенной в смысле своей жизни и мира вообще. Этому состоянию экзистенциальной потерянности он придал магические черты, так что его скульптуре можно поклоняться, как древнему божку. В 1999 году, к юбилею, он поставил своего Пушкина в Неопалимовском переулке в Москве, и это очень важно, что у нас есть и такой Пушкин. Пушкин последнего поколения советской интеллигенции…».

Светлая память великому осетинскому скульптору…

 

[ назад ]

Смотрите так же:

 
GISMETEO:Погода по г.Москва         GISMETEO:
Погода по г.Владикавказ