04.04.11
Сегодня исполняется 115 лет со дня рождения выдающегося историка и этнографа, профессора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Георгия Александровича Кокиева.
В 1915 году Г.А. Кокиев окончил экстерном училище при Ардонской духовной семинарии по специальности «учитель народных училищ».
В 1916 году был направлен в балкарское село Урусбиево, в школе которого проработал полгода. Позже Кокиев писал, что его поразило сходство в характерах, обычаях и обрядах осетинского и балкарского народов, наличие общего лексического пласта.
Вернувшись в родное селение, в 1918 — 1919 годах Г.А. Кокиев вступил в ряды партии «Кермен», которая своей главной целью провозгласилакультурное возрождение и национальное самоопределение осетин.
В 1920 году Г.А. Кокиев стал студентом исторического факультета Московского археологического института. В 1925 году поступил в аспирантуру этого вуза, по окончании которой работал в Научно-исследовательском институте этнических и национальных культур народов Востока (ИЭНКНВ).
Еще в студенческие годы Г.А. Кокиев серьезно заинтересовался вопросами истории и этнографии осетин, кабардинцев, других кавказских народов.
Представляют интерес его научные работы, посвященные этимологии названий древних городищ Татартуп и Дзулата, историко-этнографическому анализу распространенного у горских народов Кавказа обычая аталычества, согласно которому малолетние дети из привилегированных сословий до совершеннолетия отдавались на воспитание в семьи, стоявшие на более низких ступенях социальной лестницы.
В центре внимания Г.Кокиева - русско-кавказские отношения.
В 1931 году Г.А. Кокиев стал научным сотрудником Музея народов СССР. Одновременно с 1931 по 1933 годы читал в МГУ курс лекций по истории народов Кавказа. В 1935-1941 годы вел курс «Кавказоведение» в Институте философии, литературы и истории (МИФЛИ). По воспоминаниям профессора Х. Цаллаева, лекции Г.А. Кокиева пользовались большой популярностью.
Примерно в это же время под редакцией Г. Кокиева вышла часть путевых записок немецкого путешественника Штедера, являющихся ценным источником по истории и этнографии Осетии XVIII века.
В начале 1940 года Г. Кокиев приезжает в Орджоникидзе, приняв предложение Северо-Осетинского НИИ стать научным руководителем проекта по созданию монографии, посвященной истории осетинского народа.
Однако завершить работу ему не удалось. В апреле 1941 года в газете «Социалистическая Осетия» появилась статья под названием «Темные дела профессора Кокиева» - типичный пасквиль в духе борьбы с «врагами народа». Кокиев понимал, что арест неминуем, поэтому срочно вернулся в Москву.
Через два месяца началась Великая Отечественная война. Г.А. Кокиев оказался в эвакуации в Алма-Ате, где возглавил кафедру истории СССР Казахского государственного педагогического института.
Возвратившись в 1943 году в Москву, работал научным сотрудником Института истории, а с 1946 года – сотрудником Института этнографии АН СССР.
Научные исследования Г.А. Кокиева стали значительным достижением кавказоведения тех лет. Однако его точка зрения впоследствии подверглась критике, что сыграло трагическую роль в судьбе ученого.
В апреле 1949 года он был арестован по стандартному набору обвинений: антисоветская деятельность, высказывание антинаучных и политически вредных суждений с целью вызвать рост буржуазно-националистических настроений в республиках Северного Кавказа.
Большинство его работ было изъято из библиотек, вырезано из сборников и фактически стало недоступно для исследователей, некоторые работы и вовсе бесследно пропали.
В 1954 году он скончался в тюрьме от сердечного приступа. Честное, доброе имя профессора Георгия Александровича Кокиева было полностью восстановлено спустя годы после его смерти.
[ назад ]