28.12.10
Выдающемуся ученому языковеду-иранисту Василию Ивановичу Абаеву в декабре 2010 года исполнилось бы 110 лет.
Для осетинского народа это имя стоит в одном ряду с ярчайшими национальными героями. Для мирового академического сообщества Васо Абаев – крупнейший российский лингвист.
Именно под руководством Василия Ивановича проводилось издание и изучение главного эпического памятника осетин — Нартского эпоса. Продолжая исследования, начатые еще в XIX веке русским иранистом Всеволодом Миллером, Абаев много сделал для изучения в Нартском эпосе его первоначальной основы, восходящей к предкам осетин — древним сарматам и аланам.
Главной работой всей своей жизни он считал создание Историко-этимологического словаря осетинского языка. Пятитомное издание уникально для мировой науки. Это – не только этимологический словарь, включающий богатейшие сведения о происхождении и истории слов осетинского языка. Исследование содержит многочисленные сведения об обычаях, верованиях, праздниках и других элементах традиционной осетинской культуры, являясь настоящей ее энциклопедией.
Словарь Абаева уникален еще и тем, что сочетает две точки зрения, которые редко сходятся вместе. Автор сам принадлежал к осетинской культуре, знал и тонко чувствовал ее. Однако этот взгляд изнутри сочетается у него с позицией объективного и беспристрастного ученого высочайшего класса, рассматривающего осетинский язык и культуру как бы извне, в общем индоевропейском контексте. Шутка ли, в словаре использован материал около 190 языков и наречий мира.
Благодаря столь редкому сочетанию словарь Абаева стал не только настольной книгой каждого образованного осетина, но и выдающимся явлением в мировой науке. Без него и поныне не обходится ни один ученый, серьезно занимающийся индоевропейскими, а тем более иранскими языками и культурами.
Перу Васо Абаева принадлежат еще около 300 работ по разным областям лингвистики, филологии, фольклористики и истории, очень высоко ценимых коллегами.
Для своих современников он всегда был образцом личной порядочности, которую в те времена, когда ему пришлось жить и работать, удавалось сохранить немногим. Абаев не был диссидентом, он не боролся с тоталитарным режимом — он его игнорировал. Он не состоял ни в каких организациях — отказался войти даже в профсоюз — и никогда не стремился стать частью какой-нибудь иерархической структуры, включая и академическую.
Как-то Васо Абаев заметил, что ему доставляет большое удовольствие мысль о том, что за всю жизнь он добивался какого-нибудь звания лишь однажды: в 1922 году – звания студента Петроградского университета. Все остальные титулы пришли к нему без всякого участия с его стороны. Обе ученые степени, кандидата и доктора наук, были присуждены ему без защиты диссертации — случай уникальный в отечественной науке.
Особо тяжелому испытанию Абаев подвергся в середине XX века. В 1950 году Сталин опубликовал работу «Марксизм и вопросы языкознания», в которой «новое учение о языке» Н.Я. Марра, официально считавшееся до тех пор единственно верным, неожиданно для всех было объявлено «вульгарным и антимарксистским». Сотрудники гуманитарных институтов, еще вчера превозносившие Марра, наперебой обличали своих коллег в «марризме» и выступали с покаянными речами. Иные подвергались гонениям.
Абаев, ученик Марра, начинавший работать под его руководством, оказался одним из очень немногих лингвистов, не отрекшихся от своего учителя.
В официальной автобиографии (она хранится в архиве Института языкознания), которую от него потребовали в 1950 году, Абаев дважды упоминает Марра как человека, сыгравшего большую роль в его научном развитии. В частности, он сообщает, что был оставлен в аспирантуре именно по предложению Марра. Более того, тогда же он не раз отзывался о лингвистическом труде Сталина как о сочинении, все новое в котором ошибочно, а все верное — банально, причем не делал секрета из этого своего мнения. Чудо, что Абаев уцелел тогда. Впрочем, сталинский режим далеко не всегда был логичен: уничтожая тех, кто ему служил, он иногда щадил самых стойких.
Василий Иванович Абаев — ровесник ХХ века. Он самим своим существованием свидетельствовал об абсолютной ценности человеческой личности и о том, что связь времен не прервалась.
[ назад ]