09.06.12
7 июня в Постоянном представительстве РСО-Алания при Президенте РФ прошла творческая встреча актера театра и кино, заслуженного деятеля искусств РФ и народного артиста Северной Осетии Анатолия Дзиваева со студентами московских вузов – выходцами из Северной и Южной Осетии.
archive.noar.ru публикует самые яркие высказывания А. Дзиваева – о жизни, о работе, о театре и кино, об Осетии, Шекспире и КВН.
Анатолий Дзиваев:
- Можно быть талантливым от природы. Так или иначе, мы все талантливы. Но гораздо важнее – научиться владеть профессией.
- Я помню актеров, того, старого Осетинского театра. Жизнь так устроена, что их, к сожалению, не стало. А подумать о том, что делать, как быть дальше, мы не успели… Сейчас я не вижу в осетинском театре ярких личностей. А ведь каждый приезд нашего театра в Москву был событием! Осетинский театр по праву называли одним из лучших национальных коллективов страны! Всем хотелось посмотреть на Тхапсаева, Саламова, Ватаева… Все любовались этим созвездием актеров. Приятно было слышать такие слова. Я уверен: звездами не рождаются, ими становятся.
- Мы учились и продолжаем учиться у русского репертуарного театра. Первая осетинская театральная студия 1935 года – выпускники МХАТовской школы. Они учились у великих мастеров. Если человек сам ничего не умеет, чему он может научить других? Надо ведь достучаться до студента, пробудить в нем артиста. А это не каждому дано.
- Сердце кровью обливается, когда я думаю о будущем театра. Но я не могу ничего изменить. Это очень тонкое дело.
- Человек, который прочел Шекспира, может ничего больше не читать. Пожалуй, так. Шекспира и Чехова. Кстати, на осетинском языке Шекспир звучит едва ли не лучше, чем на русском.
- Когда я учился на актерском факультете, на Калининском проспекте (ныне – Новый Арбат) на одной из стен показывали мультфильмы. И я видел сон, как будто вместо мультипликационного героя с этой стены сходит Иосиф Виссарионович Сталин в белом кителе и, взяв меня под руку, ведет в сторону Красной Площади. Этот сон повторяется из года в год. Вот такая у меня мистическая связь с моим персонажем.
- Сталин в «Жукове» - тот образ, который удовлетворил всех. И тех, кто его ненавидит, и тех, для кого он – кумир. Мы с режиссером решили сделать его человечным, уйти от образа вождя, попытаться освободиться от штампов.
- КВН и театр очень похожи. Актеры Клуба веселых и находчивых зачастую достигают высокого уровня мастерства. Но, все же, в театре – другие законы. Из КВНа вышло много ярких лиц, но большинство из них нельзя сравнить с нашими лучшими актерами.
- Театр имени Вахтангова я считаю лучшим не только в России, но, возможно, и в Европе. Там работает именно тот режиссер, который необходим театру. Римас Туминас не стал рушить традиции Вахтанговского. Он предпочел их развивать. Туминас – идеальный театральный режиссер. Порой он находит абсолютно гениальные пластические решения. К 90-летию Вахтанговского театра я ставил там спектакль «Пристань». В нем играли актеры старой школы, мало играющие сегодня. В «Пристани» все они преобразились, помолодели и, по их словам, даже стали лучше чувствовать себя физически! Вот как бывает.
- По своему складу ума и характера я – «ардабонец».
- Лучшей пьесой Елбыздыко Бритаева я все-таки считаю «Амыран». Ставил ее в свое время. А первой моей работой была постановка «Отверженный ангел» по Шамилю Джикаеву. Шамиль всегда опережал время, в котором жил. Именно этим он и раздражал всех вокруг. Джикаев был ходячей энциклопедией. «Отверженный ангел» изначально был написан им в виде поэмы. Мы трудились два года, что сделать из поэмы пьесу. Никогда не забуду гастрольный показ спектакля в Москве. Тринадцать раз мы выходили на сцену МХАТа на поклон!
- Никогда в жизни не конфликтуйте с властью. Говорю так на примере своих шишек. Доказывать надо не словами, а искусством. Спектаклем, ролью – вот чем надо давать по губам.
- Театр должен всегда опережать зрителя. Хотя бы на шаг. Когда театр отстает, зрителю становится неинтересно. Если я пришел смотреть спектакль, а меня клонит в сон – это плохой театр. Меня просто обязаны обмануть. Ведь зритель приходит в театр именно для того, чтобы быть обманутым.
- Театр и матерная лексика несовместимы. Хотя я приветствую новые веяния в театральном искусстве. Хорошее будет жить дальше, плохое умрет само по себе. Не забывайте: в свое время и импрессионизм не воспринимался. Любые «-измы» вызывают подозрение. Театр должен развиваться.
- Без поддержки государства и спонсоров театр не сможет существовать. Когда мы поехали в 1977-м году с гастролями во Францию, я в первый раз услышал словосочетание «спонсорская помощь». На Западе это в порядке вещей. Театр не зарабатывает таких колоссальных денег.
- Открою вам один секрет: если в театре есть хороший руководитель, режиссер, что-то сделать он сможет всегда. Как и в футболе. И деньги найдет, и репертуар сформирует. Этим похожи театр и футбол.
- Осетинский театр страдает тем, что живет воспоминаниями о прошлом. Это неправильно. Если ты всегда играешь одинаково, ты не будешь иметь успеха. Время всегда должно вносить коррективы.
- Мой отец не хотел смотреть спектакли, в которых я был занят, и относился к театру как к чему-то весьма легкомысленному. Однажды я буквально силой заставил его посмотреть «Гамлета». Было интересно его мнение. У отца был шок. Прошло два дня. Я не выдержал, спросил о впечатлениях. Он сказал: «Уйди из этого театра. А иначе умрешь». Вот такая переоценка ценностей произошла.
- Денег вы в театре не заработаете. Театр – это точно не про деньги. Скорее, про каторгу. Можно с успехом сниматься в кино и зарабатывать деньги. Театр же –зарядное устройство для актера. Как говорил режиссер Гончаров, «поснимаются, поснимаются, а потом приходят в театр зализывать раны».
- Актер по своей природе – самое ленивое существо.
[ назад ]