01.06.11
1 июня состоялась встреча Президента РФ Дмитрия Медведева с председателем комитета «Матери Беслана» Сусанной Дудиевой и членом комитета Эльвирой Туаевой.
В интервью archive.noar.ru Сусанна Дудиева рассказала о некоторых подробностях встречи.
- Мы рассказали Президенту о своем видении обстоятельств теракта, происшедшего 1-3 сентября 2004 года в Беслане. Как известно, Дмитрий Анатольевич выступил с весьма жесткими заявлениями после взрыва в Домодедово в декабре прошлого года. Мы отметили, что в Беслане, во всей Северной Осетии глубоко поддерживают решимость Президента России наказать должностных лиц, по вине которых террористы проникли в аэропорт и привели взрывное устройство в действие.
Думаю, что, если бы такие же указания были даны и после бесланского теракта, возможно, было бы не так много нерешенных проблем. Как и не было бы многих терактов, случившихся за это время в России – начиная с подрыва «Невского экспресса» и заканчивая трагедией на Центральном рынке Владикавказа.
Позиция комитета «Матери Беслана» очень простая: мы не жаждем крови, не одержимы желанием отомстить, но, как и каждый житель Осетии, считаем необходимым, чтобы следствие назвало виновных в бесланском теракте и чтобы они понесли справедливое наказание.
Трагические события, последовавшие в сентябре 2004 года, были ожидаемы и предсказуемы. Об этом свидетельствует целый ряд неопровержимых доказательств.
Известно, например, что министерство внутренних дел РСО-Алания проигнорировало многочисленные указания и шифрограммы, поступавшие в течение всего августа 2004 года из МВД Российской Федерации. В этих сообщениях шла речь об угрозе теракта по буденновскому сценарию – с массовым захватом заложников, и предписывалось принять упреждающие меры: взять под усиленную охрану школы, рынки, места массового скопления людей. Так или иначе, шифрограммы существовали, но никаких мер для их исполнения принято не было.
Теракт в Беслане можно было предотвратить. Дмитрий Анатольевич в целом согласился с такой оценкой.
При этом уже после захвата заложников в первой бесланской школе существовала возможность минимизации человеческих потерь. Об этом свидетельствуют материалы следствия.
Об этом же говорится и в отчете Парламентской комиссии Совета Федерации РФ, которую возглавлял вице-спикер СФ РФ Александр Торшин.
Комиссия дала оценку бесланскому теракту. Согласно ее отчету, правоохранительные органы Северной Осетии и Ингушетии допустили халатность и беспечность в условиях реально существовавшей террористической угрозы. Налицо неисполнение должностных инструкций, приказов и распоряжений вышестоящих органов.
- Какова была реакция главы государства?
- Президент в целом согласился с нашими выводами, отметив, что каждый на своем рабочем месте должен четко исполнять свои обязанности и нести ответственность за свои действия. Дмитрий Анатольевич заверил, что после встречи с нами он внимательно изучит документы по бесланскому делу. Часть из них Президенту направит комитет «Матери Беслана».
Мы передали Дмитрию Анатольевичу Медведеву обращение комитета «Матери Беслана». Он заявил, что изучит все материалы и постарается придать новый импульс следственным процедурам. Из каждого преступления, а тем более, из такого крупномасштабного, как теракт в Беслане, должны быть сделаны организационные выводы, отметил Президент РФ.
Дмитрий Анатольевич также поделился с нами информацией о своей текущей деятельности. Он старается не упускать из виду все ключевые проблемы страны. Приоритетом является создание благоприятной правовой атмосферы в государстве.
- Пострадавшие в бесланской трагедии настаивают на принятии специального закона о статусе жертв террористических актов…
- Этот вопрос также был в числе обсуждавшихся на встрече. Президент готов рассмотреть наши предложения в этой области Позиция Дмитрия Анатольевича: все проблемы пострадавших в результате терактов решаемы. Государство обязано этим заниматься. Необходимо разработать соответствующую нормативно-правовую базу. В свою очередь, мы рассказали о социальных проблемах пострадавших, говорили о больных, которым необходимы дорогостоящие медицинские операции. По договоренности с Дмитрием Анатольевичем мы сформулируем и направим ему свои предложения.
Думаю, что встреча, длившаяся около двух часов, получилась весьма успешной. Мы услышали точку зрения главы государства. Президент, как мне кажется, услышал нас. Рекомендации комитета «Матери Беслана» были приняты им к рассмотрению. Дмитрий Анатольевич подтвердил свою готовность к сотрудничеству с нами. И это обнадеживает.
[ назад ]